Ссылки для упрощенного доступа

Возможные действия армянской оппозиции после отмены чрезвычайного положения в стране


Ирина Лагунина: Президент Армении Роберт Кочарян отменил некоторые ограничения, введенные с установлением чрезвычайного положения в Ереване. Они касаются возможности «временного запрета на деятельность политических партий и других общественных организаций, препятствующих устранению причин, которые привели к введению чрезвычайного положения». Конституционный суд Армении на днях подтвердил официальные итоги президентских выборов, согласно которым победу на них одержал действующий премьер-министр Серж Саркисян. Однако эксперты не исключают, что после окончания режима чрезвычайного положения армянская оппозиция вновь попытается вывести своих сторонников на улицу. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: 10 марта президент Кочарян отменил два пункта указа о чрезвычайном положении. Первый ограничивал деятельность некоторых партий и общественных организаций. Согласно второго пункта, лица, нарушившие режим ЧП на территории, на которой они не проживают, должны были выдворяться за свой счет в район их постоянного проживания.


Депутат парламента от правящей Республиканской партии Армении Армен Ашотян полагает, что в Ереване уже наметилась тенденция к стабилизации.



Армен Ашотян: На данный момент те события, которые произошли 1 и 2 марта и тот общественный накал, который был после этих событий, в том числе связанный с жертвами и с введением чрезвычайного положения, он пошел на спад. Это такой осторожный оптимизм, подкрепленный ежедневным общением с гражданами на улице, в магазине, с соседями. То есть это не политическое заявление – это то, что я чувствую на себе как представитель властной структуры, представитель власти, депутат парламента. К сожалению, у власти не было другой альтернативы кроме введения чрезвычайного положения. И к счастью, эта альтернатива сработала в плане своей эффективности.



Олег Кусов: Политолог Александр Искандарян не исключает, что оппозиция после отмены режима ЧП вновь попытается продолжить акции протеста.



Александр Искандарян: Сейчас чрезвычайное положение и некоторые вещи просто по закону запрещены, например, митинги, демонстрации. Но чрезвычайное положение закончится. Тер-Петросян говорил о том, что собирается продолжать действовать.



Олег Кусов: Заведующий отделом проблем межнациональных отношений московского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов считает, что официальный Ереван одержал над оппозицией условную победу.



Сергей Маркедонов: Главной проблемой Армении, как, впрочем, и Грузии, и постсоветского пространства, является то, что политические силы, представляющие разные лагеря, власть оппозицию, они не в одинаковой степени авторитарны и готовы к жестким действиям и простым действиям. Я думаю, что оппозиция в Армении увидела, что в результате силового жесткого действия она не побеждает, поэтому будет, собственно, мириться с тем, что есть. В любом случае я бы не стал говорить, что победила власть. Я бы сказал так: одержана условная победа. То есть в силовом противоборстве власть выиграла. Однако проблемы социально-экономические остаются. Я хочу сказать, что Тер-Петросян оседлал прежде всего социально-экономический протест, не столько политический. Между Тер-Петросяном и Кочаряном нет разногласий по поводу Карабаха, внешнеполитического курса, отношений с Россией. Поэтому власти все-таки показана желтая карточка. Если власть не хочет чтобы подобного рода массовые акции протеста повторились на каком-то новом витке спирали, надо договариваться с оппозицией, надо не только давить, но и брать какие-то лозунги себе. Можем вспомнить 2003 год, когда легитимность Кочаряна не признавалась в том числе и западными странами. Но потом Кочарян провел конституционный референдум и отношение мирового сообщества резко изменилось в положительную сторону. Опыт есть, я думаю, если армянская власть будет продолжать этот опыт и дальше, то можно будет говорить о том, что оппозиционные какие-то настроения минимизируются.



Олег Кусов: Армянские эксперты обращают внимание на тот факт, что кандидатура Сержа Саркисяна не вызвала неприятия как у Москвы, так и у ведущих западных держав. Слово политологу Александру Искандаряну.



Александр Искандарян: Интересы сошлись по той причине, что и Москва, и Запад понимают, что кардинального изменения армянской политики не произойдет, кто бы ни был избран и готовы работать с тем президентом, который будет избран. Различия же в том, что Россия готова поддержать президента вне зависимости ни от чего, в СНГ обычно так делается – это традиция такая. При том, что если бы победил другой, ничего страшного для России не случилось бы. А Запад обращает внимание на то, как прошли выборы, а не только на то, кто выбран.



Олег Кусов: Основной соперник Сержа Саркисяна первый президент страны Левон Тер-Петросян, согласно официальным данным, проиграл выборы, но в истории постсоветской Армении он уже занял достойное место, убеждён заведующий отделом проблем межнациональных отношений московского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.



Сергей Маркедонов: У нас многие, к сожалению, политологи оценивают Тер-Петросяна с пропагандистской какой-то позиции. Это человек, который привел Армению к независимости, и он останется прежде всего как первый президент, который выиграл референдум сентябрьский о независимости 91 года, который выиграл карабахскую войну, давайте вещи называть своими именами. Вот в этом качестве он и останется. Думаю, что в будущем, наверное, вряд ли потенциал у него, уже и годы берут свое. Левон Тер-Петросян, мне кажется, некоторые моменты не вполне адекватно оценивает. По одному его высказыванию я это сужу. Когда он в пылу полемики говорил, что мы не боимся Кочаряна и Саркисяна, я боролся с самим Горбачевым, боролся с ЦК КПСС и победил, а это всего лишь его региональные выученики. Это все верно, но забывается один важный момент: тогда Тер-Петросян мог в моменты этнического национализма мобилизовывать, армяне боролись с империей за Карабах и это работало. Когда армяне борются с армянами – это несколько другой расклад. И здесь, я думаю, любой успех и власти, и оппозиции сомнителен, потому что это внутриармянская борьба, здесь всегда будут многие такие моменты, которые оставляют нехороший след.



Олег Кусов: В ходе прошедшей предвыборной кампании Тер-Петросян не стал лидером объединенной оппозиции, отмечает депутат парламента от правящей Республиканской партии Армении Армен Ашотян. По его мнению, неправильно проводить параллели с президентскими выборами 1996 года, когда власти противостоял лидер всей оппозиции Вазген Мануекян. Что касается сторонников первого президента Армении, то, по мнению Ашотяна, они имеют возможность продолжить политическую борьбу уже в нынешнем году.



Армен Ашотян: Понятно, что этот электорат, который за Левона Тер-Петросяна, 350 тысяч граждан, они не могут остаться за пределами политических процессов стране. Наибольшей точкой приложения для них могут быть выборы местного самоуправления, которые пройдут осенью этого года практически в 600 община Армении, в том числе в крупных городах. Естественно, можно спрогнозировать, что их команда будет очень активно участвовать на этих выборах. Второй точкой приложения может быть фракция в парламенте «Наследие», которая объявила о поддержке Левона Тер-Петросяна и естественно, что они будут представлять в парламенте в том числе политические интересы и взгляды именно электората Левона Тер-Петросяна. Скажу больше, по всей видимости, попытаются за четыре года своей парламентской деятельности перетянуть этот электорат Тер-Петросяна к себе и к своей партии «Наследие». Будущая власть, будущий избранный президент, по всей видимости, он и его команда, новое правительство сделают все возможное, чтобы выбить социальную базу из-под электората Левона Тер-Петросяна. То есть эффективными шагами в социально-экономической и других сферах страны привести к уменьшению протестного электората, показать эффективность нового курса и тем самым уменьшить электоральную базу и число сторонников Левона Тер-Петросяна.



Олег Кусов: Нынешние президентские выборы фактически были для Левона Тер-Петросяна одним из последних шансов занять президентское кресло, считает политолог Александр Искандарян.



Александр Искандарян: Следующие президентские выборы будут через пять лет, там будет баллотироваться, очевидно, действующий президент Серж Саркисян, вряд ли он одним сроком ограничится. А это другая ситуация принципиально, когда в выборах участвует действующий президент. А через 10 лет Левону Тер-Петросяну будет уже 73 года, уже не вполне тот возраст, который в активной политике может участвовать. Поэтому, я думаю, что шанс Тер-Петросяна был связан с этими выборами и с тем, что происходило после них.



Олег Кусов: Протест оппозиции в Армении – это своеобразный показатель реальной конкуренции в стране, считает Александр Искандарян.



Александр Искандарян: Болезнь ли это? Если болезнь, понимать как болезнь просто, то да. Но в общем в этом явлении есть и некоторые положительные составляющие, а именно то, что это показатель конкуренции. Это показатель того, что существует политическая конкуренция, что выборы – это серьезный процесс, в котором участвуют не клоуны, а реальные политические соперники, что эти политические соперники реально друг с другом борются. Другое дело, что этот механизм ротации власти очень сильно не отлажен и борьба происходит не только на выборах, но в том числе митингами, демонстрациями, иногда, к сожалению, разгоном их, как было в Грузии и у нас в Армении. Но это некий показатель политической конкуренции. Там, где этого вообще не происходит, например, в некоторых странах Центральной Азии, это может быть хуже, чем происходит в Армении.



Олег Кусов: На всём постсоветском пространстве должна заявить о себе новая оппозиция, избавленная от грехов прошлого, считает заведующий отделом проблем межнациональных отношений московского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.



Сергей Маркедонов: Только тогда оппозиция может иметь успех, когда эта оппозиция от народа, а не оппозиция от вчерашних министров. Когда вчерашние министры, президенты, банкиры, олигархи, которые с новой властью имеют не очень хорошие отношения, выходят и говорят: мы за народ. Это не электрик с известной гданьской судоверфи, который выходил с рабочими вместе и поднимал их на борьбу. Это не интеллектуал Гавел, который никак не был в коммунистической власти и не отвечал за нее. Для того, чтобы на постсоветском пространстве действительно победила демократия, должны выходить люди, связанные с той самой почвой, с народом и должны быть люди, которые не были во власти, для которых власть не конечная цель, а некий инструмент реализации народных чаяний.



Олег Кусов: Говорил Сергей Маркедонов.


Во вторник из Еревана пришло сообщение об аресте председателя правления партии «Армянское общенациональное движение» Арарата Зурабяна и бывшего министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна. По некоторым данным, им предъявлено обвинение по статье УК Армении, в которой говорится об узурпации власти.


XS
SM
MD
LG