Ссылки для упрощенного доступа

Украина готовится к празднованию 350-летия Конотопской битвы


Картина "Конотопская битва" украинского художника-баталиста Артура Орлёнова
Картина "Конотопская битва" украинского художника-баталиста Артура Орлёнова

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Ивахненко и Андрей Шарый.

Андрей Шароградский: На Украине обсуждается решение президента Виктора Ющенко о программе государственных мероприятий по празднованию 350-летия Конотопской битвы, в ходе которой казацкий гетман Иван Выговский в союзе с татарами и поляками нанес поражение авангарду русской армии под командованием князя Пожарского.

Владимир Ивахненко: Правительство Юлии Тимошенко и администрация Сумской области должны в ближайшее время решить вопрос о строительстве на месте Конотопской битвы в селе Шаповаловка мемориального комплекса. К предстоящей круглой дате на Украине выпустят документальный фильм, юбилейную монету и почтовую марку. Победу запорожского войска под предводительством гетмана Ивана Выговского планируется отметить также переименованием улиц и площадей украинских городов. Все эти мероприятия, как подчеркивается в президентском указе, призваны восстановить "национальную память и историческую правду" о событиях середины XVII века, 29 июня 1659 года, в ходе русско-польской войны. В сражении с русскими войсками на стороне Украины выступили польский отряд Андрея Потоцкого и крымское войско под командованием хана Мехмеда IV Гирея.

В истории украинского казачества битва под Конотопом была одной из самых грандиозных, - говорит доктор исторических наук Виктор Горобец.

Виктор Горобец: Если мы раньше, например, хорошо знали о битве под Желтыми водами, под Корсунем, под Пылевцами, Берестечкой, то Конотопская битва - это была такая тема табуированная, и очень мало кто о ней знал. Если говорить с точки зрения военной истории, тоже, в принципе, это событие неординарное, потому что была достигнута довольно блестящая военная победа. В принципе, силы были примерно равны, но благодаря, с одной стороны, умелым действиям Выговского и крымского хана Мехмеда IV Гирея, с другой стороны, из-за оплошных действий воеводы российской армии Семена Пожарского и было вот такое поражение, которое весьма и весьма ощутимо.

Владимир Ивахненко: После смерти сторонника объединения с Москвой Богдана Хмельницкого в запорожском казачьем войске произошел раскол. Одни продолжали ориентироваться на Русь, другие хотели возврата под власть Речи Посполитой. В итоге гетманом стал сторонник сближения с Польшей Иван Выговский. Москва направила против него свои войска, после того как гетман подписал договор с Речью Посполитой о возвращении Украины в ее состав. По словам Виктора Горобца, советская история если и рассказывала о Конотопской битве, то в весьма искаженном виде.

Виктор Горобец: Эта тема подавалась как битва российских войск с крымскими татарами, в которой принимал участие изменник гетман Иван Выговский. В том, что, в принципе, это была битва в контексте той войны, которую вел все-таки законно избранный украинский гетман Иван Выговский с российским царем Алексеем Михайловичем. Так сложились политические процессы, так сложились отношения с российской властью. Поэтому, в принципе, гетман Выговский представлял именно интересы гетманата. И в таком контексте обо этой битве речь не шла.

Владимир Ивахненко: Украинский историк призывает не рассматривать годовщину Конотопской битвы в контексте нынешних напряженных отношений между Москвой и Киевом.

Виктор Горобец: Очень не хотелось бы, чтобы любое историческое событие использовали в такой политической конъюнктуре, что сегодня мы дружим с поляками, поэтому мы не говорим о битвах под Желтыми водами, Корсунем, или мы, наоборот, сегодня в каких-то напряженных отношениях с Москвой, поэтому мы понимаем только такие вот карты. Мне хотелось бы видеть, что это именно с точки зрения восстановления, так сказать, исторической памяти. Я верю, что мы, в принципе, придем к тому, что будем спокойно подходить к нашей истории, оценивать историю просто как наше достояние. В истории очень много событий, которые можно использовать в неконструктивных целях. Наверное, не в этом предназначение истории.

Владимир Ивахненко: Подтверждая свое объективное отношение к истории, украинские власти планируют в будущем году отметить и 300-летие русско-шведской битвы под Полтавой.

Андрей Шароградский: Конотопская битва, несмотря на ее знаковое значение победы над московским войском, не сыграла большой роли ни в становлении украинской государственности, ни в развитии самосознания украинского народа, считает известный московский историк, профессор МГИМО Андрей Зубов, с которым беседовал мой коллега Андрей Шарый. Победитель, гетман Выговский, вскоре был отстранен казацкими полковниками от власти и бежал из страны.

Андрей Зубов: Битва при Конотопе, на мой взгляд, совсем не удачно выбранная дата. Хотя, безусловно, это было, может быть, самое громкое поражение московской армии среди всех событий на Украине середины XVII века, но, тем не менее, она не имела никаких поворотных моментов в истории Украины. Битва завершилась, действительно, гибелью авангарда московской армии, которую возглавляли Пожарский и Львов, два князя, погибло там около 5 тысяч человек, но основная армия боярина Трубецкого при этом не пострадала, она отступила в Путивль. А дальше все очень быстро поменялось, как раз наоборот, вся Восточная Украина была возмущена этим действием Ивана Выговского, после этого очень быстро стали один за другим полковники казачьи переходить на сторону Юрия Хмельницкого, сына Богдана Хмельницкого, который в середине сентября стал гетманом. А Выговского полковники заставили отдать бунчук и передали его человеку, который был лоялен Москве. Результат Канатопской битвы был стратегически ликвидирован буквально в течение одного-двух месяцев.

Андрей Шарый: Скажите, действительно ли борьба внутриполитических кланов на Украине, казачьих воевод была кровавой и Украина колебалась между Польше, Москвой, стремлением к собственной независимости? Сколько вектором там было?

Андрей Зубов: Простой казачий народ и большинство полковников Восточной Украины были за союз с Москвой и за подданство московскому царю. Во-первых, потому что это был царь православный, во-вторых, Алексей Михайлович был мягкий царь, в отличие, скажем, от Ивана Грозного или Ивана Третьего. Но с одним условием - это сохранение автономии, вольности, законов, то есть ни в коем случае не инкорпорация Украины в состав Московского царства, а некая, если говорить современным политологическим языком, широкая автономия в составе Московского царства. С другой стороны, верхушка казачья и в первую очередь ее интересы выражал как раз гетман Иван Выговский, который, кстати, сам казаком не был, а был польским шляхтичем, предпочитал Польшу, потому что в Польше не было абсолютной монархии, Польша была такой республикой шляхетской, и этим высокопоставленным казачьим начальникам обещали сенаторские посты, и они предпочитали Польшу России, боясь власти царя. Кроме того, они постоянно вступали в союз с ханом против Москвы, и это тоже отталкивало от руководства казачьи массы, для которых хан был всегда мусульманский, поганый.

XS
SM
MD
LG