Ссылки для упрощенного доступа

«За нами следят»: власти взялись за правозащитников и оппозицию


Выборы прошли, но в покое оппозицию оставлять не собираются
Выборы прошли, но в покое оппозицию оставлять не собираются



Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев выступил с заявлением о расширении практики политических репрессий в России. Правозащитник приводит такие примеры: власти никогда не дают согласование на «Марши несогласных», а участники этих демонстраций и других правозащитных действий становятся жертвами провокаций, запугивания, нападений. Из подобных событий последнего времени в заявлении Льва Пономарева упомянуты арест лидера Комитета антивоенных действий Михаила Кригера и лидера питерского «Яблока» Максима Резника. Сам Пономарев обнаружил, что за офисом движения «За права человека» установлено наблюдение. Это стало поводом для заявления на имя директора ФСБ Николая Патрушева, рассказал правозащитник в интервью Радио Свобода.


- Это обращение к директору Федеральной службы безопасности может вас лично как-то обезопасить?


- Вообще это сделано под давлением моего адвоката. Обычно, когда ко мне приходили люди и говорили, что они боятся провокаций, что ими интересует ФСБ или Госнаркоконтроль, мы всегда говорили: «Пишите в прокуратуру, в руководство этой структуры, которую вы боитесь». Мы сами даем рекомендации тем людям, которые к нам обращаются. И поэтому адвокат мне сказал: «Пиши, это тебя дополнительно обезопасит». Не знаю, насколько это эффективно работает, но мне кажется, что полезно. Во всяком случае, это не вредит.


- Как вы полагаете, с чем связано наблюдение за офисом движения «За права человека»?


- Вы знаете, я бы сказал, это не новость для меня. Потому что когда проходят «Марши несогласных», когда мы сами проводим какие-то пикеты и демонстрации - они следят за нами, они смотрят, кто входит, кто выходит. Мы неоднократно замечали какую-нибудь машину, которая стоит и наблюдает. Более того, когда меня задерживали несколько раз, омоновцам наводку давали фсбшники. И я разговаривал с милиционерами, и они говорили: «Совершенно верно, так все это и происходит». Мы знаем, как это происходит с активистами «Маршей несогласных», когда они едут в Москву на акцию и их забирают, когда они садятся в поезда, в электрички, в самолеты и так далее. То есть ситуация в стране такая, что следят за тысячами гражданских активистов. С другой стороны, это, конечно, колоссальное нарушение Конституции Российской Федерации. В данном случае я не знаю, с чем связано очередное обострение у них - то ли потому что у меня уголовное дело в суд передается, то ли потому что сейчас переходный период от одного президента к другому, они вообще за всеми следят, грубо говоря, за более-менее известными лидерами гражданских организаций, гражданскими активистами.


- Но ведь эти службы могут делать слежку профессионально и незаметно, а здесь практически демонстративно.


- Вы знаете, там есть человек - Соколов, он сам бывший сотрудник милиции и оперработник, поэтому он сам человек достаточно опытный, поэтому я лично его никогда не замечаю. Я принципиально считаю, что все, что мы делаем, это не подпольная деятельность, а открытая общественная деятельность.


- Рассчитываете ли вы на ответ на ваш запрос?


- Нет, не рассчитываю, честно говоря.


В отношении лидера движения «За права человека» Льва Пономарева возбуждено уголовное дело. Поводом стали высказывания правозащитника по поводу пыток в российских колониях.


Причиной интереса правоохранительных органов к почти двум десяткам сотрудников региональных предвыборных штабов и просто сторонникам экс-кандидата в президенты Михаила Касьянова формально стали фальсификации при сборе подписей. Касьянов не стал кандидатом в президенты из-за большого количества забракованных избиркомом подписей в его поддержку. Против сборщиков возбуждены уголовные дела в Ярославской, Тамбовской, Читинской областях, республике Марий Эл. В Ставропольском крае сборщице подписей Марии Крымовой, по ее словам, на прошлой неделе следователи угрожали арестом сына. Офис российского Народно-демократического союза в Москве сегодня посетит сотрудник следственного управления по Хабаровскому краю. Выборы закончились, а соратники оппозиционного политика по сей день получают угрозы от властей, подчеркивает советник Михаила Касьянова Елена Дикун:


- Это действительно интересно, почему после того, как у нас, говорят, наступила новая эпоха, новая оттепель, преследования продолжаются? Видимо, не все так просто, видимо, собирают информацию, и если понадобится, в нужный час и в нужный момент дадут ей ход. Потом, я думаю, хотят запугать людей, чтобы они отошли от движения НДР, чтобы они отказались, открестились от Касьянова. Как обрабатывают людей - это желание их запугать. И, в общем, понятно, что люди действительно сейчас боятся.


- Поступила информация от движения «За права человека» - их офис находится под наблюдением, как они предполагают, спецслужб. Вот эти два явления - то, о чем рассказывают ваши активисты, и то, о чем рассказывает движение «За права человека», как вы думаете, это спланированная акция властей или это не взаимосвязанные вещи?


- Трудно судить. Тут можно рассказать историю с Резником. Тут можно добавить еще много, в общем, аналогичных историй. Я не буду давать оценки. Дана ли это команда сверху или снизу, на местах, пытаясь доказать свою лояльность, правоохранительные органы таким образом действуют? Время, наверное, покажет.


- По отношению к сторонникам Народно-демократического союза это выглядит как единая спланированная акция? Ведь во многих регионах есть сообщения о том, что давление есть.


- Да, больше двух десятков регионов. И конечно, это наводит на размышления, что все это планируется сверху.


- Что можно противопоставить такому давлению? Что вы намерены делать?


- Во-первых, мы оказываем правовую, юридическую поддержку нашим людям, которые подвергаются репрессиям. Как противостоять? Смело высказывать свою позицию. К сожалению, других средств в нынешнее время просто нет. В понедельник к нам приедут люди из регионов, которые подвергаются репрессиям, придут адвокаты, и они расскажут о том, что происходит на местах. В общем, расскажут правду. Таганский суд должен рассмотреть дело об отказе Федеральной регистрационной службы в регистрации партии НДС. Очень многие партийцы тоже хотят прийти в Таганский суд и показать, что эта партия не только Касьянова, это их партия, чтобы их мнение было услышано. Если говорить о массовых мероприятиях, то наше молодежное отделение в четверг на Маяковской площади, теперь это Триумфальная площадь, в 7 часов вечера планирует провести митинг протеста против отказа в регистрации партии, против зачистки политического поля и за освобождение политических заключенных.


XS
SM
MD
LG