Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президент Буш отказывает смешивать политику и Олимпиаду. Барак Обама уступает лидерство в президентской гонке Хиллари Клинтон. Что ждет Русскую зарубежную церковь?



Юрий Жигалкин: Президент Буш не намерен отменять свою поездку в Китай на Олимпийские игры, несмотря на подавление китайскими властями подавление демонстраций в Тибете. Одновременно госсекретарь Кондолизза Райс в разговоре с министром иностранных дел Китая призвала Пекин проявить сдержанность и вступить в переговоры с Далай-ламой.



Ян Рунов: Из-за подавления китайскими властями волнений в Тибете президент Буш не отменит свой приезд в Пекин на Олимпийские игры. Об этом официально сообщила пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. По её словам, позиция президента Буша такова: «Олимпийские игры принадлежат спорту, а не политике».


Бывший дипломат, консультант корпорации «Рэнд» Пол Хензи считает, что ситуация в Китае должна стать уроком и для России.



Пол Хензи: Это может стать проблемой для России, где тоже нарушаются права человека, подавляется свобода прессы. Уже сейчас в самой России есть группы, выступающие против Олимпийских игр в Сочи. У России есть время предотвратить бойкот сочинской Олимпиады, вернувшись к демократическому процессу. У Китая времени для этого нет. И я ожидаю, что требования бойкота со стороны многих видных американских правозащитников будут расти. А если к этому будет подключено давление и со стороны общественности, и со стороны конгресса и политиков, то к их позиции Белому дому придётся отнестись со всей серьёзностью.



Ян Рунов: Но не только из-за Тибета возник вопрос о бойкоте. Международная организация «Репортёры без границ» призывают к бойкоту Олимпиады, потому что китайские власти держат в тюрьме журналистов. Кинорежиссёр и продюсер Стивен Спилберг присоединился к Мие Фэрроу и другим актёрам, сторонникам бойкота в отместку за поддержку Китаем Судана, где продолжается геноцид коренного населения Дарфура. За бойкот выступают и сторонники демократизации в республике Мьянма, военный режим которой пользуется поддержкой Пекина.


Однако противники бойкота предупреждают, что из-за бойкота положение в Китае может стать не лучше, а хуже. Охлаждение отношений лишит правозащитников инструмента давления на Пекин. Всё же Китай сыграл важную роль в переговорах об отказе Северной Кореи от развития ядерной программы, и пытается смягчить положение в Судане. Некоторые политологи считают, что наилучший результат может принести сочетание публичной критики китайского руководства и диалога с ним при закрытых дверях. Бойкот пекинской Олимпиады опасен ещё и тем, что подавляющее большинство китайского населения воспримет это отрицательно. Он может вызвать резко антизападные настроения, всколыхнуть китайский национализм. Далай-лама это понимает и выступает против бойкота. Той же позиции придерживается и Белый дом.



Юрий Жигалкин: Шумные дебаты, вызванные радикальными, антиамериканскими пассажами из проповедей духовника Барака Обамы, по-видимому, нанесли удар по имиджу кандидата. Согласно последнему опросу Института Гэллапа, рейтинг Обамы составил 42 пункта, рейтинг Хиллари Клинтон - 49. Эта разница особо заметна на фоне непрерывного лидерства Обамы в недавнем прошлом. Как воспринимают эту историю жители Нью-Йорка, традиционно отличающиеся либеральными взглядами? Этим вопросом задался Владимир Морозов.



Владимир Морозов: Я опросил 10 ньюйоркцев, пять белых и пять афроамериканцев. Все они собираются отдать свои голоса демократам. Но Хиллари Клинтон или Бараку Обаме? Трое белых еще не решили. Остальные семеро за Обаму.



Джина: Я не думаю, что теперь у Барака меньше шансов. Да, у его пастора странные взгляды. Но Обама мог их и не разделять. Он ходил в церковь молиться, а не о политике говорить. Это совсем разные вещи.



Владимир Морозов: Именно этот тезис - политика одно дело, а религия - другое - и проводил Барак Обама в своем последнем выступлении. И похоже, что ньюйоркцев он убедил.



Айлин: Я стала еще больше уважать Обаму за то, как он все объяснил. До этого он часто избегал прямой конфронтации с противниками. И я даже подозревала его в отсутствии бойцовских качеств.



Владимир Морозов: А объяснять пришлось многое. В частности, дружбу, которая вот уже 20 лет связывает его и пастора Джеремию Райта. В помещенных на сайте Youtube проповедях Райт призывал своих прихожан проклинать Америку и утверждал, что болезнь СПИД создана правительством США для того, чтобы уморить жителей Африки и заодно афроамериканцев.



Марти: С чего вы взяли, что прихожанин должен быть полной копией своего священника?!



Владимир Морозов: Конечно, не должен. Но шум, поднятый прессой вокруг пастора-экстремиста, дал возможность Марку Пенну, советнику Хиллари Клинтон, заявить следующее: «Чем больше мы узнаем про Барака Обаму, тем больше мы уверены, что победить республиканцев на выборах сможет не он, а Хиллари Клинтон». Жители Нью-Йорка, с которыми я поговорил, с этим не согласны.



Майк: Я буду голосовать за Барака Обаму. Не думаю, что ему повредила дружба с этим пастором. Одно дело политика, другое - религиозные убеждения.



Владимир Морозов: Сенатор-афроамериканец по-прежнему популярнее своей соперницы и среди тех сторонников демократической партии, которые участвуют в предварительных выборах по всей стране. По опросу телекомпании CBS, здесь рейтинг Обамы - 46, Клинтон - 43. Но месяц назад было 54 и 38.


Некоторые опросы показывают, что от Обамы отошла группа его бывших сторонников из числа независимых. Но, видимо, во время моего собственного опроса такие люди мне просто не встретились.



Юрий Жигалкин: Уверенным скачком курсов акций на Уолл-стрит завершилась предпраздничная короткая, но явно памятная неделя. Она началась известием о коллапсе одного из крупнейших инвестиционных банков "Беар Стернс", который был за бесценок отдан банку "Джей Пи Морган". Неделя, отмеченная крупнейшим за пять лет падением рыночных индексов и разговорами о приближении депрессии, закончилась их трехпроцентным подъемом. В то время как инвесторы решили дать волю оптимизму, сосредоточив внимание на решительных действиях федеральной резервной системы, снижающей процентную ставку и предлагающую банкам дешевые кредиты, некоторые эксперты говорят, что надежды могут быть преждевременными. Многие индикаторы указывают на замедление экономического роста и повышение безработицы.


Неудачный брак может быть опаснее для здоровья, чем холостяцкая жизнь, в то время как хорошие семейные отношения благотворны для сердечно-сосудистой системы. Ученые из университета Брайэм Янг обнаружили, что, чем крепче у пары семейные узы, чем больше удовольствия они получают от своих отношений, тем ниже у них кровяное давление. Но у тех из участников, кто сетовал на плохие отношения с супругом или супругой, среднее давление было на пять миллиметров ртутного столба выше, чем у одиночек и зашкаливало за нижний предел опасной зоны. Хотя эти исследования не дают возможности говорить о долговременных последствиях для здоровья плохих семейных отношений, по словам специалистов, их новизна заключаются в том, что они опровергают бытующее мнение о том, что семейная жизнь укрепляет здоровье.


В пятницу в Свято-Троицком монастыре Зарубежной православной церкви, расположенном в штате Нью-Йорк состоится церемония погребения митрополита Лавра, главы зарубежной церкви. С именем митрополита Лавра связано возвращение церкви, служившей духовным домом бежавшим от Октябрьской революции иммигрантам и их потомкам в лоно Московской патриархии. Но для части прихожан и священнослужителей Зарубежной церкви его имя будет ассоциироваться с расколом церкви. По словам протоиерея Всеволода, порвавшего с Зарубежной церковью после ее союза с Москвой, митрополит Лавр был решающей силой в принятии решения, с которым большинство предлагало не торопиться.



Протоиерей Всеволод: С самого начала наш собор, который происходил в Сан-Франциско, общим количеством людей, я бы сказал, 90%, был за воссоединение с православной церковью. То есть церковь, как таковая, должна была быть единой, не должна быть разрозненной. Но в то же самое время 50 или 60% представителей на этом соборе предложили, чтобы этот акт не был бы сразу же подписан. То есть дать время постепенного подхода к этому событию с нашей стороны и со стороны, конечно, Московской патриархии, потому что с нашей стороны были предложения, которые Московская патриархия не принимала. На архиерейском соборе была решена противоположная вещь: раз Москва не принимает наши условия, тогда нужно это сделать сразу же. Почему? Потому что как Московская патриархия заявила, что если вы не сделаете сегодня, то завтра будет поздно. За год до подписания акта, то есть в 2005 или 2004 году люди, все те, которые сегодня подписали этот акт, были противниками, стопроцентными противниками воссоединения. Что толкнуло их на это, это Господь Бог знает.



Юрий Жигалкин: Для вас лично имя митрополита Лавра будет ассоциироваться с объединением или расколом?



Протоиерей Всеволод: Это я говорю - к расколу. Конечно, зависит от того, какие будут в будущем перемены в Московской патриархии. Если эти перемены будут в положительную сторону, то я думаю, те осколки, которые отошли, они вернутся обратно.



Юрий Жигалкин: Что вы имеете в виду под переменами в лучшую сторону? Что вы ожидаете?



Протоиерей Всеволод: Во-первых, самое главное - мы просили, чтобы был всероссийский поместный собор. На что нам ответили, что всероссийский поместный собор будет проводиться только архиерейским собором, но не поместным, то есть не всероссийским, так как был он сделан при владыке патриархе Тихоне. На этом соборе тогда бы решалась судьба Зарубежной церкви.



Юрий Жигалкин: Что сегодня представляет собой отколовшаяся часть Зарубежной церкви? Она, насколько я понимаю, взяла в свои руки административную власть?



Протоиерей Всеволод: Не только административную, и духовную. У нас уже выбран духовный иерарх, то есть владыка Агафангел. Он был епископом при владыке Лавре. Когда было подписание акта, он не принял этот акт и отошел.



Юрий Жигалкин: Сколько приходов не признали власть Патриархата?



Протоиерей Всеволод: В Нью-Йорке три прихода. В России есть приход в Воронеже, есть приход в Москве, есть приход в Петербурге, на Украине. У нас вся Южная Америка отошла, она не с Московской патриархией. Бразилия, Аргентина, Чили.



Юрий Жигалкин: У вас сейчас есть отношения с синодом Зарубежной церкви?



Протоиерей Всеволод: Я уже получал от синода владыки Лавра предупреждение, что если я не покорюсь, то будут последствия. То есть это подход немножечко советский.



Юрий Жигалкин: Протоиерей Всеволод комментировал ситуацию, сложившуюся в Зарубежной православной церкви.


XS
SM
MD
LG