Ссылки для упрощенного доступа

Европейский университет в Петербурге возобновляет работу


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шароградский: Сегодня Дзержинский районный федеральный суд Петербурга постановил, что Европейский университет, закрытый из-за претензий пожарных, может вернуться в свое здание и возобновить свою деятельность.



Татьяна Вольтская: Почти полтора месяца прошло с 8 февраля, когда судебные приставы, прервав лекции, опечатали аудитории петербургского Европейского университета из-за огромного списка претензий, предъявленного пожарной инспекцией. Дружелюбные чиновники, встречавшиеся с ректором Европейского университета Николаем Вахтиным, уверяли, что все в порядке, что проблема вот-вот разрешится. Варианты бывали разные - то казалось, что сделанных исправлений достаточно, но повторный суд оставлял в силе прежнее судебное решение о приостановлении деятельности вуза, то чиновники заверяли, что Европейский университет снова откроется, и буквально на следующий день приостанавливали его лицензию на образовательную деятельность. Потом глава Комитета по науке и высшей школе Александр Викторов заявил, что лицензию для работы во временных помещениях вузу могут выдать в течение трех дней, но вот беда - арендовать эти помещения нигде не удалось, а где намечался успех, туда тут же приходили пожарные. Между тем, общественная реакция становилась все ярче, были собраны тысячи подписей, сотни ученых со всего мира подписали обращение в защиту вуза, слушатели которого, лишенные возможности учиться, тоже не сидели сложа руки. Они проводили акцию за акцией, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. А поскольку Европейский университет известен во всем мире как одно из лучших учебных заведений, готовящих политологов и социологов, то и акции эти отличались тонкостью и изобретательностью. То памятник Ломоносову на Менделеевской линии оказывался обмотанным пожарным шлангом, то на детской площадке разыгрывалось раешное представление "Про Европейского университета закрывание", то лекции и семинары проводились бездомными слушателями прямо на улице. А 19 марта даже прошел футбольный матч между слушателями вуза и курсантами пожарного училища. Курсанты победили со счетом 3:2. А вот 21 марта в суде победил Европейский университет. Для вынесения решения судье Анжелике Морозовой не понадобилось и 10 минут, - заметил ректор Николай Вахтин, выйдя из зала суда.



Николай Вахтин: Ну, вот и все.



Татьяна Вольтская: Можно вас поздравить?



Николай Вахтин: Спасибо! Да, можно нас поздравить. Сегодня суд удовлетворил наше ходатайство о досрочном снятии с нас административного наказания, так, кажется, формулируется. Сейчас мы получим постановление суда официальное. Сегодня, надеюсь, напишем письмо в комитет по науке с просьбой разморозить нашу лицензию. Викторов обещал сделать это быстро. Я надеюсь, что в понедельник мы сможем приступить к занятиям.



Татьяна Вольтская: Большие ли потери, учебный процесс все-таки два месяца почти?..



Николай Вахтин: Вы знаете, меньше, чем я боялся. Мы обсуждали это несколько дней назад. Похоже, что нам достаточно будет немножко продлить семестр, на несколько недель, и интенсифицировать занятия. Мы сможем этот семестр закончить.



Татьяна Вольтская: Как вообще оцениваете все, что произошло?



Николай Вахтин: Хороший урок всем участникам, я бы так, наверное, сказал.



Татьяна Вольтская: А вот что говорит другой участник событий, дознаватель отдела Госпожарнадзора Центрального района Петербурга Всеволод Хромов...



Всеволод Хромов: Когда проводилось плановое мероприятие по контролю, было выявлено огромное количество нарушений. То есть на самом деле протокол был из 54 пунктов. В суде было принято решение о том, что в данный момент существует угроза здоровью и жизни людей в помещениях университета, поэтому было вынесено решение о приостановлении деятельности. На данный момент по запросу судьи была проведена проверка. Большое количество нарушений устранено. По остальным нарушениям, которые еще на данный момент не устранены, разработаны планы. Поэтому, поскольку именно нарушения, которые могли повлиять непосредственно на возникновение пожара и на гибель людей в случае пожара, были устранены на данный момент, естественно, судьей было принято решение о досрочном снятии приостановления деятельности.



Татьяна Вольтская: Были такие моменты, которые не могли быть устранены без согласия с КГИОПом, и КГИОП сказал, что он никогда не даст на это согласия, то есть они касаются конструктивных особенностей здания. Вот что с этим?



Всеволод Хромов: На данный момент, насколько я знаю, есть план. По нашим нормам, если есть моменты, которые невозможно устранить, и это доказано уже официальными бумагами, то в этом случае дозволяется разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности с имеющимися отступлениями. То есть за счет повышения в другом плане как бы пожарной безопасности, когда данные нарушения снимаются. Насколько я знаю, в университете проводятся работы именно по разработке данных решений.



Татьяна Вольтская: Действительно, работы в Европейском университете проведены грандиозные, - подтверждает проректор по общим вопросам Леонид Равнушкин.



Леонид Равнушкин: Конкретно это новые, интересные вещи, такие как, например немаркированные пожарные стволы и краны заменили на маркированные. Сделали досрочную обработку кровли, досрочно перемотали пожарные стволы. Теперь установили график, как нам предписано. Раньше мы, например, проверяли пожарные водопроводы во время каникул летних и зимних, два раза в год, теперь, как предписано, весной и осенью. На двух из четырех этажей линолеум не имел пожарного сертификата. Теперь мы поменяли на тот, который имеет подобный сертификат. Двери, которые были дымоотсекающими на лестничной площадке, поскольку они открывались в обе стороны, теперь они открываются у нас в одну сторону, предписанную тоже нормативами. Все ритуальные мероприятия, которые необходимы были пожарной службе, и все магические обряды мы исполнили. Все в порядке.



Татьяна Вольтская: Главный вопрос: зачем эти танцы затеяны были?



Леонид Равнушкин: Затем, чтобы мы были взаимно уверены в нашей безопасности. Если раньше были уверены только мы, теперь уверены обе стороны.



Татьяна Вольтская: Мне хочется напомнить только один факт - в прошлом году Европейский университет начал на деньги Евросоюза проект "Межрегиональная электоральная сеть поддержки", где, в частности, предполагалась подготовка наблюдателей за выборами. После возмущения Госдумы, Центризбиркома и других инстанций проект был закрыт. А вскоре пришли пожарные. Практически все СМИ, следившие за событиями, и все, кто выступал в защиту Европейского университета, выражали сомнение в том, что дело тут лишь в упорстве пожарных. Только ректор Николай Вахтин стоял насмерть и ни разу не позволил себе высказать подобных предположений. Возможно, эта тактика принесла плоды. Во всяком случае, 17 марта он был удостоен телефонного разговора с Валентиной Матвиенко, пообещавшей ему, что вопрос будет решен в скорейшем времени. Так оно и вышло. Как бы то ни было, Европейский университет пока победил. Остается заметить, что, по данным городского комитета по образованию, на 1 января этого года 33 процента петербургских образовательных учреждений остаются не оборудованными автоматической пожарной сигнализацией. Из 46 проверенных учреждений нарушения, сходные с найденными в Европейском университете, были обнаружены в 45-ти. Но приостановлена была деятельность только Европейского университета.


XS
SM
MD
LG