Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли связь между убийствами дагестанских журналистов?



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Дмитрий Волчек: В Москве в пятницу был найден убитым корреспондент Первого телеканала Ильяс Шурпаев, уроженец Дагестана. В тот же день в Махачкале застрелили генерального директора республиканской телерадиокомпании Магомедгаджи Абашилова. Есть ли связь между этими преступлениями? Этот вопрос я задаю корреспонденту Свободы Олегу Кусову, который пытался выяснить подробности.



Олег Кусов: Напомню, что вечером 21 марта глава гостелерадиокомпании Дагестана Магомедгаджи Абашилов выразил соболезнования близким сотрудника Первого телеканала, бывшего руководителя его корпункта в Махачкале Ильяса Шурпаева, который был убит накануне ночью в Москве. А чуть позже Магомедгаджи Абашилов заехал на служебном автомобиле в один из махачкалинских гастрономов. Купив продукты, он сел в машину и в этот момент подвергся автоматному обстрелу. Все это произошло примерно в 20 часов вечера. Абашилов скончался на месте, его водитель-охранник получил тяжелые ранения. В машине сотрудники спецслужб насчитали более 20 пробоин. Мои собеседники в Дагестане не склонны связывать эти два убийства. Дагестанский поэт и общественный деятель Адалло Алиев попытался лишь обобщить эти трагедии.



Адалло Алиев: Кому-то очень и очень это нужно – это очевидно. Кому-то нужна в Дагестане напряженность. Только я не могу назвать, кому это нужно. В Дагестане сосредоточены сейчас все негативные явления.



Олег Кусов: Радикальные исламисты были недовольны Гаджи Абашиловым, но многие в Махачкале сомневаются, что именно они стоят за убийством главы гостелерадиокомпании, считает журналист Магомед Мусаев.



Магомед Мусаев: Одна из точек зрения по этому поводу – это то, что ваххабиты там не при чем. Дело в том, что в свое время Гаджи Абашилов помог ваххабитам, исламским фундаменталистам из своего же села. Они были арестованы многие, он добился того, чтобы их освободили. И они как-то считают, что он говорил одно, а с другой стороны помог многим бывшим исламским фундаменталистам освободиться. Эта группировка ваххабитов достаточно авторитетная была. Поэтому их не склонны винить. Но вместе с тем многие считают, что это именно ваххабиты и увязывают с Гимры. Гимры был окружен, но телевидение ничего не сообщало. Это аварское село, там довольно дерзкие молодые люди, взявшиеся за оружие, многие из них были убиты в городе Махачкале. Многие аварцы были возмущены тем, почему аварец возглавляет телевидение, никакой передачи нет, ничего нет о Гимрах. Выступает сотрудник ФСБ, что-то скажет и все. До сих пор блокада Гимров продолжается. Было недовольство, что надо же, у нас такие земляки, телевидение ничего не дает, никаких сведений. Если это убийство совершили исламисты, то, скорее всего это совершили именно те, кто принадлежит к гимрийской группировке, потому что именно они были обозлены блокадой, обысками, арестами и убийствами их людей. Они естественно могли достать тех, кого они могут достать. Но с другой стороны, странно: обычно оружие ваххабитов старое, какое-то потертое оружие и ваххабиты оружие не бросают. А там новенький автомат брошен вместе с автомашиной. Это не совсем характерно для ваххабитов. Это настораживает, очень похоже на заказное убийство.



Олег Кусов: Убийство влиятельных людей в Дагестане, увы, не редкость. Продолжает Магомед Мусаев.



Магомед Мусаев: В Дагестане то или иное резонансное убийство выливается в такие разговоры, что если в Дагестане убивают, то убивают за деньги и посты. Это наиболее распространенная точка зрения, мнение дагестанских обывателей. Если явно убийство нельзя увязать с ваххабитами, то всегда говорят – это убийство за деньги и посты. В принципе у Гаджи Абашилова было достаточно много противников и достаточно много влиятельных и покровителей, и противников. Поэтому единого мнения нет, но в целом дагестанские обыватели обычно видят деньги, посты. Тем более что Гаджи Абашилов был близок к Муху Алиеву, старый его знакомый, и именно он его поднял на эту должность начальника ГТРК.



Олег Кусов: После убийства Ильяса Шурпаева появились сообщения о списках нежелательных лиц газеты «Настоящее время», в которых оказались многие журналисты, в том числе и Абашилов, и Шурпаев. Но связывать эти списки с трагедиями нельзя, убеждена сотрудница газеты «Новое дело» Гулизада Камалова.



Гулизада Камалова: Список он был опубликован в одной из газет. Но мы все сомневаемся, большинство моих знакомых коллег в том, что эти списки связаны с убийствами. Дело в том, что в эти списки входили не только Шурпаев и не только Абашилов, были и люди, которые совершенно не связаны с журналистикой. Это были списки людей, которые неинтересны были учредителем данной газеты, они никак не связаны с убийствами. Это было бы глупо совмещать. То, что эти списки были озвучены, уже неправильно, есть какая-то внутренняя этика газеты. То, что говорится в кабинете редактора с журналистами, за пределы не выносится. Ссылаться на эти списки, говоря об убийствах, тоже неверно. В частности, в этих списках был, есть у нас такой персонаж Валерий Афанасьевич Чигирик - это вообще человек 80-летний, который будет знать, что он будет следующий убитый – это вообще глупо, он вообще никому не мешает. Это же неправильно.



XS
SM
MD
LG