Ссылки для упрощенного доступа

Студенческая молодежь должна быть унифицирована. Нововведения Рамзана Кадырова


Ирина Лагунина: Рамзан Кадыров дал указание руководителям 3 главных чеченских вузов ввести элементы униформы для студентов, девушки обязаны носить платки, юноши - галстуки. Это лишь начальный этап задуманной Кадыровым унификации внешнего вида учащейся молодежи, на следующем готовится введение общей и обязательной для всех формы.



Андрей Бабицкий: Чеченское студенчество является предметом особой заботы со стороны руководителя Чечни Рамзана Кадырова. Учащаяся молодежь хорошо знает кадыровские рейды по грозненским вузам, в ходе которых чеченские лидер устраивает разносы вузовскому начальству за излишне свободные, по мнению Кадырова, нравы в учебном заведении. Сегодня студенческой вольнице приходит конец, Рамзан Кадыров вводит различные нормы, регламентирующие внешний вид и поведение студентов с тем, чтобы вернуть их моральному облику первозданную чистоту. Грозненская журналистка Амина Алихаджинова рассказывает, как Кадыров ведет борьбу за нравственность.



Амина Алихаджинова: Теперь в Чеченском государственном университете девушки обязаны повязывать платком бордового цвета, жирная вышивка по ткани ЧГУ. В педагогическом институте платки синего цвета, с вышивкой ЧГПИ. Государственный нефтяной институт превзошел всех: на выбор предлагается три модели разных цветов, при этом платки пошиты по спецзаказу в московских ателье, тогда как два других вуза воспользовались услугами местных домов моделей, где головные уборы были сварганены наспех и без должного чаяния. Волевое внесение поправок в облик чеченского студенчества вызвало бурю негодования. Прежде всего девушки недовольны несоразмерно высокой ценой фирменных платков. Учащимся ЧГУ и ЧГПИ пришлось платить из своих стипендий за платок 230 рублей. Тем, кто покрывает голову хиджабом, традиционным арабским платком, - 270 рублей. На его изготовление уходит гораздо больше ткани. И только в нефтяном институте платки выдали бесплатно. Впоследствии, когда студентки ЧГУ и ЧГПИ попытались объясниться со своими администрациями, им объяснили, что не каждый вуз способен изыскать в своем бюджете дополнительные средства на форменную одежду, а потому платите без разговоров. У входа в университет с утра и до окончания занятий стоят вооруженные субъекты, проверяющие всех студентов на предмет наличия обязательного набора аксессуаров, без которых в учебных корпус попасть невозможно. В набор входит зачетка, студенческий билет, а для девушек теперь и головной платок.



Андрей Бабицкий: Но платки не единственное изобретение главы Чеченской республики. С легкой руки Кадырова в чеченских вузах меняются правила поведения и общая атмосфера.



Амина Алихаджинова: Вообще Рамзан Кадыров сильно разнообразил порядки в учебных заведениях Чечни. Так по его указанию военизированная охрана ликвидировала все дворовые скамейки, чтобы студенты не пропускали пары, придаваясь безделью на открытом воздухе. Во время занятий так же невозможно посидеть и в столовой. Бдительные стражи порядка строго следят за этим. На каждом этаже в факультетских корпусах так же несут дежурство вооруженные люди.



Андрей Бабицкий: Как сами студенты оценивают происходящее? Грозненская журналистка поговорила с учащимися разных вузов.



Амина Алихаджинова: 19-летняя Амина, студентка университета, ходит по городу без платка. «Каждый человек имеет право на образование, а тут что мы видим: один раз меня не пустили из-за его отсутствия, другой раз недовольство вызвало то, что я надела полоску, а не косынку, в третий раз платок был не того цвета и меня опять не пустили. После этого некоторое время просто не ходила, поскольку не могла разыскать старосту, чтобы купить университетский платок. Кстати, на нашем рынке они продаются сейчас по 50 рублей. Что в итоге?», - спрашивает Амина и отвечает сама: «В итоге я пропустили кучу занятий. По-моему, это как минимум нарушает мое право на образование». Амина не в состоянии понять, почему образование женщины должно зависеть от того, насколько ее внешний вид соответствует местным обычаям или религиозным предписаниям. Ведь девушка в платке олицетворяет добродетель, а не знания. Может быть стоило все же развести проблемы морали и образования. И еще Амина далеко не единственный человек, который пропустил множество часов занятий из-за порядков, воцарившихся с легкой руки главы республики в чеченских вузах. Таких студентов тысячи и многие из них были отчислены за пропуски.



Андрей Бабицкий: Учащиеся считают, что нововведения выглядят крайне сомнителньо как по правовым, так и по религиозным основаниям.



Амина Алихаджинова: Студенты признаются, что их попытки как-то противодействовать нововведению имели нулевой результат. Однако по ходу дела отстаивать свои права не носить платки они обзавелись изрядным объемом правовых и религиозных аргументов. «Знаете, я столько литературы религиозной перечитала, что теперь могу спорить с кем угодно на эту тему», - говорит Мадина, студентка педагогического института, которая носит хиджаб. «Говорят, что мы как мусульмане должны придерживаться норм ислама. А вам известно, что бордовый цвет, который ввели в университете, по исламу нежелателен. Или галстуки из атласа, которые обязаны носить парни, вообще запрещены», - уверяет Мадина. «Также платок нельзя одевать по велению смертного человека, его следует носить только во имя Аллаха и только ради него. Женщина сама должна, духовно подготовившись, придти к этому», - объясняет девушка. «Чеченская республика - субъект Российской Федерации и преобразования в любой области не могут идти вразрез с конституцией Российской Федерации», - говорит студентка нефтяного института Хава. «Если кто-то из местных руководителей вводит правила по собственному усмотрению, то это воспринимается как произвол и рождает чувство протеста. Подобные решения ухудшают качество учебного процесса, поскольку заставляют студентов исполнять предписания, никакого отношения не имеющие к учебе. Если вы провозглашаете порядок, то не должны сами нарушать права, гарантированные законом. Нигде, ни в конституции, ни в уголовном кодексе, ни в постановлениях правительства, Государственной думы вы не найдете положения, обязывающего чеченских студенток носить платки», - уверяет Хава.



Андрей Бабицкий: Не только студентки, но и молодые люди не слишком довольны тем, что происходит.



Амина Алихаджинова: Парни, которых обязали носить галстуки, тоже считают их большой обузой. «Понимаете, к галстуку нужен соответствующий костюм, рубашка и туфли. У меня элементарно не хватает средств на покупку всего этого, хотя наша семья не бедная, примерно средний доход. Я ношу галстук поверх своего старого свитера», - смеется студент университета Арби, -«Застегиваю до самого верха молнию спортивной куртки, чтобы прикрыть атласный галстук. Сейчас вводится единая форма, говорят, шесть тысяч одна будет стоить. Кто сможет ее купить? Все мои однокурсники против», - подводит итог Арби. Ректор университета уже опроверг в СМИ слухи о высокой стоимости формы, заявив, что ее цена будет существенно ниже. Кроме того его возмутили утверждения о том, что приобретение формы ляжет тяжким бременем на родителей студента. Наоборот, считает ректор, поскольку студенты тратят много денег на одежду, университетский костюм, который можно будет носить, не снимая круглые сутки, сильно снизит расходы семейного бюджета.



Андрей Бабицкий: Я попросил исламоведа Тараса Черниенко дать оценку решениям Рамзана Кадырова относительно внешнего облика студентов.



Тарас Черниенко: С точки зрения мусульманского права они оправданны именно для исламского общества, то есть того общества, в котором мусульманская идеология является доминирующей, и соответственно, шариатом и мусульманским уголовным и административным правом управляются все общественные процессы и регулируются вопросы этики, морали и эстетики. В таком случае эта норма является оправданной. Абстрактно с точки зрения позиции светского государства такая мера неоправданна и нелегитимна, бесспорно.



Андрей Бабицкий: Между тем кадыровские нововведения не слишком согласуются с шариатом, поскольку головные платки с логотипом вуза нельзя считать элементом исламской одежды - это очевидный признак униформы, призванной стереть различия в внешнем облике учащихся. А информация о готовящемся введении общей формы для всех студентов подтверждает, что речь идет не столько о религиозной подоплеке решения главы Чечни, сколько о его желании ввести единообразие. И здесь, утверждает Тарас Черниенко, намерения Кадырова вступают в противоречие с исламом.



Тарас Черниенко: Это решение нельзя считать оправданным, потому что, во-первых, именно сама духовная суть мусульманского учения подчеркивает, в отличие от доисламской эпохи, когда действительно на первое место выдвигалась честь рода или честь племени, личность ничто, а племя - это все, то ислам - это религия индивидуального спасения, которая выдвигает на первый план роль личности. И эстетическая демонстрация индивидуальности каждого человека, безусловно, имеет не последнее место в исламе. Поэтому введение униформы в данном случае требует отдельного серьезного обсуждения, чтобы не придти к тому, чтобы полностью нивелировать человеческую индивидуальность.


XS
SM
MD
LG