Ссылки для упрощенного доступа

Конституционный суд рассмотрел жалобу главы фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян


Манана Асламазян
Манана Асламазян

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Андрей Шарый: Сегодня Конституционный суд России рассмотрел жалобу находящейся в розыске (на самом деле она находится во Франции) главы фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян. В России ее обвиняют в контрабанде за ввоз на территорию страны незадекларированной валюты. Сама Асламазян не склонна соглашаться с такого рода судебным определением. Фонд "Образованные медиа" уже полгода как не работает.

Марьяна Торочешникова: Персоной нон-грата руководитель фонда "Образованные медиа", известным больше как "Интерньюс", Манана Асламазян стала в январе прошлого года, вскоре после того, как была задержана на таможне в аэропорту Шереметьево-2 с суммой валюты, которая примерно на 80 тысяч рублей превышала допустимые нормы для ввоза без декларации. 31 января по этому факту было возбуждено уголовное дело о контрабанде, но сама Манана Асламазян и ее адвокаты считают, что о контрабанде в данном случае речи не идет, здесь имеет место административное правонарушение, максимальная ответственность за которое предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Путаница, по мнению адвокатов, возникла из-за неопределенности в законодательстве и именно правовую неопределенность нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду, заявители рассчитывают устранить с помощью Конституционного суда.

Дело в том, что закон о валютном регулировании и валютном контроле разрешает ввозить на территорию России без декларации валюту при условии, что ее количество не превышает в эквиваленте 10 тысяч долларов США. Если человек нарушает это правило, то его могут привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности.

Говорит адвокат Мананы Асламазян Виктор Паршуткин.

Виктор Паршуткин: Вот гражданин въезжает в Российскую Федерацию и провозит без декларирования в письменной форме 13 тысяч долларов. При этом он не скрывал эти доллары, он сразу их предъявил по первому же требованию таможенника. И возникает вопрос: провезя 13 тысяч долларов в Россию, он будет подвергаться уголовному преследованию, в отношении него будет возбуждено уголовное дело по контрабанде или же это правонарушение и он заплатит всего-навсего денежный размер, максимальный размер которого две с половиной тысячи рублей. Вот этот спор сегодня Конституционный суд и рассматривает.

Марьяна Торочешникова: По большому счету адвоката Паршуткина смущает как раз тот факт, что нет четких критериев, руководствуясь которыми правоприменители определяют, считать содеянное преступлением или административным правонарушением. Совершенно непонятно, как быть с валютой, разрешенной к провозу без декларации, ведь по закону о валютном регулировании свободно можно ввозить 10 тысяч долларов США или эквивалентную сумму по курсу Центробанку, а по Уголовному кодексу ввоз более 250 тысяч незадекларированных рублей - это уже контрабанда в крупном размере. Получается, что если курс доллара вырастает до 25 рублей 10 копеек, например, у представителей правоохранительных органов появляются формальные основания привлекать к ответственности тех, кто не задекларировал и разрешенную сумму.

Виктор Паршуткин: Если эта разница между фактически ввезенной суммой и суммой, разрешенной без письменного декларирования, выше 250 тысяч рублей, тогда - да, тогда следует возбуждать уголовное дело, мы имеем дело с фактом контрабанды. Но, если эта разница меньше 250 тысяч рублей, то это при отсутствии признаков контрабанды, то есть никто никуда эту контрабанду не прятал, в подушку или куда-то в двойное дно в чемодане, а просто предъявил его таможеннику, то тогда это правонарушение. Такой простой вопрос очень сильно запутан. А когда есть неопределенность, есть питательная среда для должностных злоупотреблений, для взяток.

Марьяна Торочешникова: Представитель Совета Федерации в Конституционном суде Елена Виноградова считает, что суд не должен удовлетворять жалобу Мананы Асламазян и ее адвокатов, поскольку к Уголовному кодексу, а именно его положение оспаривают заявители, в данном случае претензий быть не может.

Елена Виноградова: Почему-то большинство представляют, что вопросы нарушения, вопросы перемещения через таможенную границу наказывается лицо именно за то, что перемещается тот или иной предмет в том или ином размере. На самом деле объектом уголовно-правовой охраны является порядок. И когда представитель гражданки Асламазян говорит, что можно вот так, а можно по-другому, потому что где-то в другом законе, в законе о валютном регулировании предусмотрена вот такая сумма, да, конечно, говорить о том, что все законы идеальны, мы далеки от такого представления о сегодняшнем состоянии российского законодательства. Но говорить о том, что норма, сформулированная законодателем и предусматривающая ответственность за контрабанду в этом виде, в котором сегодня рассматривается, на наш взгляд, нет оснований говорить о том, что она неконкретная, нечеткая, неопределенная.

Марьяна Торочешникова: Теперь остается ждать решения судей, которое, вполне вероятно, будет оглашено уже в новом здании Конституционного суда в Петербурге, поскольку в Москве слушания проходили в последний раз.

XS
SM
MD
LG