Ссылки для упрощенного доступа

Повышение цен на продовольствие на мировом рынке


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.

Андрей Шарый : Другая сторона той же важной для каждого россиянина темы - это повышение цен на продовольствие на мировом рынке. Эти цены тоже растут по разным причинам. Министр финансов Индии обвинил Соединенные Штаты в том, что из-за упора на биотопливо взлетели мировые цены на продовольствие, и, прежде всего, на зерновые культуры. В какой степени в росте цен на продукты питания виновато производство этанола, модного нового вида топлива? Единственная ли это причина? Как смотрят на эту ситуацию в Соединенных Штатах Америки? У микрофона корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Ян Рунов : Вот мнение директора исследований Института Катона в области природных ресурсов Джерри Тейлора:

Джерри Тейлор : Что ж, переработка зерновых, в частности, кукурузы, в биотопливо, конечно же, повлияло на рост цен на зерновые в первую очередь. Стоимость кукурузы возросла более чем в два раза с 2005 года, когда в США был принят закон о повышении использования этанола в топливе. Это потянуло за собой рост цен не только на кукурузу, но и на сахарный тростник, и на соевые бобы, и на пшеницу. Почему? Потому что землю стали отбирать у пшеницы и отдавать под кукурузу. Рост цен на зерно потянул за собой рост цен на мясо, на молочные продукты на птицу, на яйца. То, что ориентация на биотопливо внесла немалый вклад в рост цен на продовольствие - несомненно.

Ян Рунов : Решение больше использовать этанол в качестве топливной добавки объяснялось поиском более дешёвых видов топлива и попыткой избавиться от нефтяной зависимости. Это было ошибкой?

Джерри Тейлор : Я думаю, программа переориентации на этанол была заблуждением и нанесла ущерб. Посмотрите на оптовые цены на этанол - он стоит на 1 доллар дороже, чем обычный бензин, даже при нынешних высоких ценах на нефть. Обязательное использование этанола, как мы видим, никак не снизило цены на топливо, а повысило. Так что обмен получился странный - не удешевление топлива за счёт удорожания продовольствия, а удорожание топлива при удорожании продовольствия.

Ян Рунов : Если это столь очевидно, нельзя ли отказаться от этанола и вернуться к старому?

Джерри Тейлор : Конечно, возможно. Конгресс может отменить закон об этаноле, как только захочет, вернее, как только осмелится поставить вопрос на голосование. Сейчас на этом стали настаивать производители продуктов питания, фермеры, защитники окружающей среды, которые уже не верят в безвредность этанола. Этанол не только повысил цены на топливо и продукты питания, но увеличил засорение атмосферы вредными выбросами. Этанол не внёс ничего положительного в нашу жизнь, за исключением того, что на этом зарабатывают выращивающие кукурузу фермеры - хорошо организованная группа, очень влиятельная в США.

Ян Рунов : Какими мерами можно всё-таки снизить цены на продовольствие?

Джерри Тейлор : Чем выше цены на продовольствие, тем выгоднее его производство. Значит, больше земель будет использовано для зерновых, тем выше производство, связанное с питанием. Это может привести к насыщению рынка и остановке роста цен. С другой стороны, чем больше мы наступаем на леса, на экосистему, расширяя сельское хозяйство, тем хуже для окружающей среды.

Ян Рунов : Какова роль США в глобальном процессе роста цен на продовольствие?

Джерри Тейлор : Надо помнить, что когда речь идёт о зерновом рынке, о кукурузе и пшенице, Соединенные Штаты играют почти такую же роль, какую Саудовская Аравия на мировом нефтяном рынке. Соединенные Штаты - один из крупнейших производителей зерновых. То, что происходит на внутреннем товарном рынке США, особенно рынке зерновых, немедленно отражается на товарном рынке во всём мире.

Ян Рунов : Это был Джерри Тейлор из Института Катона.

XS
SM
MD
LG