Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Кадр продуман и нарисован на бумаге». Выставка «Отар Иоселиани»


Кадр из фильма «Осенние листья», 1966 год

Кадр из фильма «Осенние листья», 1966 год

В московской галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Отар Иоселиани». Здесь представлены фотографии со съемок фильмов и раскадровки, сделанные рукой классика кино и его помощников. Кроме того, на видеоэкранах демонстрируются интервью Иоселиани и его знаменитые фильмы.


Начинается выставка с фотопортретов родственников Отара Иоселиани — от прадедушки до внуков. Заканчивается экспозиция стеной, увешанной старинными снимками сторонних людей в грузинских костюмах. Здесь же на тканых ковриках — медные подносы с фруктами и вином в глиняных кувшинах. Тема рода, национального характера и примет национального быта чрезвычайно важна для творчества режиссера. Иоселиани всегда был внимателен к деталям. Его подробнейшие, как комиксы повествовательные раскадровки — тому свидетельство.


Приехавший сейчас в Москву режиссер поясняет, почему он решил познакомить зрителей с этим рабочим материалом: «Я думаю, что любое произведение, которое есть результат труда, всегда приятно рассматривать, даже партитуры. Если вы даже не читаете партитуры и не знаете, что там написано, но они красивы сами по себе».


Точно такой же интерес, по мысли Иоселиани, могут представлять и раскадровки: «Это не отдельное произведение искусства — это партитура для фильма и больше ничего. Но там есть и рисунки, то рисунки разглядывать, может быть, будет всем понятно».


— Раскадровки всегда совпадают с конечным результатом?
— Абсолютно!


— У вас уже заранее в голове кадр?
— Не в голове, он продуман и нарисован на бумаге.


— И тогда вы точно следуете этому рисунку?
— Стараюсь как-то не отклоняться от задуманного.


— В раскадровке для вас важна больше композиция или настроение?
— Настроения в раскадровках нет. Настроение создается на съемочной площадке. В раскадровках есть перемещение и аппарата, и тех людей, которых этот аппарат снимает. Вот это и есть схема. И больше ничего. А потом, кто это будет играть, и как они будут играть, и как я буду с ними работать — это уже совсем другой вопрос.


Как Иоселиани работает на съемочной площадке, отчасти можно представить по многочисленным снимкам. Они составляют основной массив экспозиции.


XS
SM
MD
LG