Ссылки для упрощенного доступа

Валентин Бадрак: "ПДЧ - это формальный политический сигнал готовности НАТО принять Украину в свое сообщество"


Валентин Бадрак
Валентин Бадрак

Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие киевский военно-политический эксперт, директор исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.

Андрей Шарый : В прямом эфире Радио Свобода сейчас один из ведущих киевских военно-политических экспертов, директор исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.

Валентин, спасибо за согласие принять участие в нашей программе. Скажите, пожалуйста, что конкретно такое План действий относительно членства в НАТО? О чем собственно речь идет сейчас?

Валентин Бадрак : Мы рассмотрим ПДЧ как политический сигнал. Если условно весь путь Украины в НАТО представить в виде такого визуального отрезка, то со стороны НАТО этот отрезок был подрублен на такие дополнительные ориентиры. И вот один из таких последних ориентиров, последних вех на пути в НАТО - это план ПДЧ. На самом деле, его могло бы и не существовать, но, с точки зрения, скажем, того, чтобы происходила такая ассоциация с тем, что вступление в НАТО является процессом таким длительным и происходит шаг за шагом, именно поэтому и создана такая система.

Андрей Шарый : Валентин, а что это конкретно за система? Это какой-то перечень мер, который украинская армия или украинское общество должно предпринять для того, чтобы больше соответствовать стандартам НАТО? Там содержатся какие-то критерии, перечисления чего-нибудь, или это просто декларация о намерениях?

Валентин Бадрак : Безусловно, это перечень конкретных мер, причем в совершенно разных областях. В принципе, он касается, если говорить в двух словах, не углубляясь, то он касается стандартизации общих цивилизационных ценностей. Он является подтверждением того, что Украина делает такой цивилизационный выбор европейского развития со всеми вытекающими последствиями как в социальной сфере, так и в сфере военной, и в сфере оборонной, оборонной промышленности. Он касается абсолютно всех сфер. Но, на самом деле, уже сегодня план взаимодействия Украины с НАТО по своему качеству является настолько глубоким, что он бы мог считаться планом ПДЧ. Поэтому еще раз хочу сказать, что мы считаем, что ПДЧ - это формальный политический сигнал готовности НАТО принять Украину в свое сообщество.

Андрей Шарый : Валентин, скажите, пожалуйста, на долго ли рассчитано действие этого Плана действий?

Валентин Бадрак : Этот план не имеет временных параметров. Он может быть... Страна, которая присоединяется к ПДЧ, может стать членом НАТО через год, а может не стать и через 10 лет. Поэтому все зависит... В украинском варианте вступление в НАТО, как, впрочем, и в ряде других стран, является актом политической воли. Если политический консенсус в Европе будет найден, то Украина может стать членом НАТО независимо от степени выполнения или невыполнения этого плана.

Андрей Шарый : С этим понятно. Спасибо, Валентин. Теперь вот какой вопрос. Ясно, что довольно значительная часть украинцев по разным причинам, сейчас не будем об этом говорить, выступает против вступления вашей страны в НАТО, против большей интеграции в североатлантический альянс Украины. Понятно, что правительство страны и те силы, которые выступают за вступление в НАТО, оказались в очень непростой ситуации. Здесь есть и внутриполитический вопрос. Тем не менее, известно ли вам, сейчас члены украинской делегации, украинские политики занимаются лоббированием в европейских столицах, в тех странах, где как бы по разным причинам, скептически относятся пока к перспективам быстрого присоединения Украины к альянсу, имею, прежде всего, в виду Германию. Есть какие-то контакты на этот счет?

Валентин Бадрак : Безусловно, работа такая ведется. В большей степени она касалась Франции. Мы помним и визит президента Украины во Францию. В общем-то, основные свои сегодня надежды Украина связывает с позицией Парижа. В принципе, я думаю, что расчет такой, что если Париж поддержит Украину в этом деле, то Берлин присоединиться к позиции Парижа. В общем-то, есть такое мнение в экспертных кругах в Украине.

Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, как военный технический эксперт. С точки зрения военно-технических стандартов, украинская армия готова к вступлению в НАТО?

Валентин Бадрак : Да. Более того, с точки зрения военно-технических стандартов Украина находится в гораздо лучшем положении, нежели государства, которые уже присоединились к альянсу во время последней волны. Я имею в виду и Румынию, я имею в виду Болгарию и другие государства. Причина эта связана не только с тем, что Украина довольно давно развивает сотрудничество с НАТО, но и с тем, что оборонно-промышленный комплекс Украины является гораздо более мощным образованием, чем ВПК любого государства стран Центрально-Восточной Европы. Этот комплекс уже в значительной степени начал ориентироваться на производство вооружений натовских стандартов.

Андрей Шарый : А что касается гражданского контроля за вооруженными силами, или такой важной для российской армии проблемы, как дедовщина и неуставные отношения? Этого нет у вас в армии?

Валентин Бадрак : Гражданский контроль, мы считаем, что он на гораздо более высоком уровне, чем это было 4-5 лет назад. В подтверждении этому служит, прежде всего, то, что у нас сегодня гражданский министр обороны, это с одной стороны. С другой стороны, у нас сегодня более 60 процентов в военном ведомстве сотрудников являются не военнослужащими. Это тоже важный аспект. У нас сегодня произошли основные размежевания полномочий между Генеральным штабом и Министерством обороны. Это тоже отвечает, в общем-то, больше западным стандартам в формировании военного ведомства.

Что касается возможности войск и подразделений Украины быть взаимосовместимыми с подразделениями НАТО, то, в основном, эта задача также решена. Украинские штабы сегодня готовы, в общем-то, к такому взаимодействию. Безусловно, есть некоторые технические задачи, которые нужно решить. Например, вопросы связи, вопросы автоматизированной системы управления и целеуказания, но это несложные технические задачи. Они решаемы.

Андрей Шарый : Валентин, и все-таки, как у вас с дедовщиной в армии?

Валентин Бадрак : Дедовщина... Я не могу сказать, что ее нет вообще. Но уровень ее не такой как это было в советское время. Есть, скажем так, ее проявления некоторые, но формат армии общий он уже не советский и даже не постсоветский. Он приближается больше к западному формату, где отношения регулируются именно нормативно-правовыми актами.

Андрей Шарый : Спасибо, Валентин.

XS
SM
MD
LG