Ссылки для упрощенного доступа

В Выставочном зале Федеральных архивов открылась экспозиция "Рассекречивание архивных документов и их публикация"


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Алексей Кузнецов: «Рассекречивание архивных документов и их публикация» - так называется новая экспозиция в Выставочном зале Федеральных архивов. За последние 15 лет в России издано более тысячи сборников, в которые вошли материалы, ранее составлявшие государственную тайну.



Лиля Пальвелева: Подлинные и норой редчайшие документы делают проекты Выставочного зала Федеральных архивов притягательными для посетителей. Разбирая старинный почерк или вглядываясь в пожелтевшие листы, на которых слегка выцвели чернильные штампы с пометой «строго секретно», всякий почувствует себя исследователем. У подлинника – особое обаяние. Однако нынешняя экспозиция больше похожа на холл библиотеки. Тоненькими книжечками и толстыми томами представлена публикаторская деятельность государственных архивов с 1992 по 2007 год. Руководитель Федеральной архивной службы России Владимир Козлов рассказывает о принципах построения выставки.



Владимир Козлов: Мы как бы иллюстрируем: вот документ опубликованный – и вот оригинал этого документа, содержащий все грифы секретности, пометы делопроизводственные и так далее. То есть какой-то мостик между документом, как первоисточником, между его переработкой и уже следующая стадия – это, историк, садись и бери полностью обработанный с точки зрения общепризнанных научных норм документальную публикацию, изучай, делай выводы.



Лиля Пальвелева: Какие архивы в ближайшие годы ждут своего рассекречивания?



Владимир Козлов: Традиционный, конечно, комплекс Коминтерна, традиционный комплексов документов ЦК КПСС…



Лиля Пальвелева: Погодите, а что, Коминтерна еще не весь рассекретили?



Владимир Козлов: Нет, он еще не весь рассекречен.



Лиля Пальвелева: А почему? Столько лет прошло…



Владимир Козлов: Там есть вещи, которые по различным соображениям безопасности не только России, но и других стран пока находятся на секретном хранении.



Лиля Пальвелева: Удивительно…



Владимир Козлов: Да ладно, что ж тут удивительного? Государства Виши почему фонды не рассекречены? А почему фонды испанской войны до сих пор находится в Саламанке, и доступа к ним нет? Разные есть ситуации. Но мы за то, чтобы рассекречивать как можно больше.



Лиля Пальвелева: Между тем, говорит академик РАН, историк Александр Фурсенко, сейчас возникла тревожная тенденция.



Александр Фурсенко: Когда публикуются документы, которые раньше были недоступны, это вызывает очень позитивное чувство. Но надо работать и дальше. И хотелось бы пожелать, чтобы работа по раскрытию наших архивов, а это сокровищницы национальные, чтобы она продолжалась, чтобы не было откатов, не было отхода назад. Мог бы назвать фонды, которые были открытыми, а сегодня стали закрытыми. Я в свое время читал карточку о встрече Хрущева с Драйбергом, лидером Лейбористской партии, его беседы здесь опубликован, из архива Хрущева, но карточку эту получить невозможно, потому что она находится на закрытом хранении сейчас. Поэтому, дату одной из его встреч невозможно определить сейчас. Хотелось бы, чтобы таких вещей не было.



Лиля Пальвелева: Историкам еще предстоит осмыслить, почему в наши дни вновь понадобилось засекречивать документы эпохи хрущевской оттепели, да и не только их.


XS
SM
MD
LG