Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Сексуальные меньшинства в Чехии


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.



Дмитрий Морозов: В этом году чешские геи и лесбиянки отмечают сразу два памятных дня. Двадцатилетие организации в Чехии движения за равноправие гомосексуальных граждан, а также два года с момента принятия закона «О регистрации партнерства», который позволяет однополым парам официально оформить свои отношения.



Александра Вагнер: За почти два года существования закона «О регистрации партнерства» в Чехии заключили союз почти полтысячи гомосексуальных пар. Две трети из них – мужчины, а тринадцать уже успели развестись. Среди новобрачных не только чехи, но и граждане Азербайджана, Израиля, Мексики, Армении, Канады. Регистрировать матримониальный союз двух иностранцев в Чехии запрещено, но если у одного из партнеров есть постоянный вид на жительство, регистрация разрешается. Статус партнера дает практически те же права, что есть у супругов в классическом браке. Партнер имеет преимущество при получении наследства, оформлении прав на предприятие, как родственник, может отказаться давать показания в суде. Рассказывает Иржи Громада, который долгое время возглавлял Лигу геев и лесбиянок, а сейчас является советником министра по правам человека и национальным меньшинствам Чехии.



Иржи Громада: В законе не говорится о том, что партнерство могут оформить исключительно гомосексуальные пары. Речь идет о людях одного и того же пола. То есть если партнерами захотят стать, например, не связанные интимными отношениями две пожилые одинокие дамы, которым вместе было бы легче вести домашнее хозяйство, не исключается и такая возможность.



Александра Вагнер: Чешские геи и лесбиянки, в отличие от классических супругов, все еще не могут усыновлять детей. Правда, если у одного из партнеров есть свои дети, гомосексуальная пара может их воспитывать. Ей полагается даже причитающиеся в таких случаях социальная помощь от государства. Иржи Громада не исключает, что в будущем чешские гомосексуалисты добьются полного равноправия:



Иржи Громада: Сексуальная революция и вопрос сексуальных меньшинств в Европе обсуждаются уже пятьдесят лет, а в Чехии эти темы перестали замалчивать лишь двадцать лет назад. Естественно, некоторым странам Западной Европы удалось добиться большего. Регистрацию партнерства первыми разрешили датчане в 1990-м году, и в этой стране, а также в Голландии и в Испании, постепенно, этот закон трансформировался. Теперь там разрешено не гомосексуальное партнерство, а брак, то есть существует возможность усыновлять детей.



Александра Вагнер: Пока что в Чехии большинство граждан выступает против того, чтобы гомосексуальным парам разрешили усыновление. Но даже если геи и лесбиянки все-таки решаться добиться своего, вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Особенно если вспомнить, что принятие закона «О регистрации партнерства» растянулось на 17 лет. Документ преодолел даже вето президента, и депутатам, чтобы его одобрить, пришлось собрать больше половины голосов в парламенте.



Иржи Громада: Сначала пришлось добиться равноправия гомосексуального меньшинства. Во-первых, была принята поправка к уголовному кодексу, которая унифицировала минимальный возраст, с которого разрешается иметь половые контакты с более старшим партнером - вне зависимости от того, идет ли речь о гомосексуалистах или нет. Далее гомосексуализм вычеркнули из списка заболеваний, был принят запрет дискриминации на основании сексуальной ориентации. И самое главное - аннулировали тайные списки службы безопасности, составленные в годы тоталитаризма, в которых регистрировали всех чешских геев и лесбиянок.



Александра Вагнер: В Чехословакии до 1961-го года гомосексуальные контакты были уголовно наказуемы. Несмотря на то, что впоследствии эту статью вычеркнули из Уголовного кодекса, дискриминация продолжалась. Об этом можно узнать на выставке «История гей- и лесбийского движения в Чехии», приуроченной к двадцатилетнему юбилею чешского движения за равноправие сексуальных меньшинств. Вот что рассказал один из ее посетителей Франтишек.



Франтишек: Сейчас мне шестьдесят лет, пятьдесят из них я прожил в провинции. Раньше существовал абсолютный информационный вакуум. Я чувствовал, что отличаюсь от своих сверстников, но большую часть жизни не мог найти этому объяснение. Мне удалось это только после переезда в Прагу. Здесь я постепенно собрал информацию, которая помогла мне понять самого себя.



Александра Вагнер: На выставке можно найти и свидетельства психологов, которые подтверждают, что боязнь признаться в своей сексуальной ориентации приводит к психическим расстройствам, депрессиям и даже самоубийствам. По их мнению, рассказать о себе правду геям и лесбиянкам в последнее время значительно легче.



Иржи Громада: На мой взгляд, самым важным стало не принятие закона, а то, что общество по-другому стало к нам относиться. Если в 1990-м году гомосексуализм положительно воспринимали только 10 процентов граждан, то, когда мы проводили социологический опрос накануне рассмотрения закона в парламенте, нас поддерживали 70 процентов чехов.



Александра Вагнер: Сказал в интервью Радио Свобода Иржи Громада, многолетний лидер движения за равноправие гомосексуалистов в Чехии.


XS
SM
MD
LG