Ссылки для упрощенного доступа

Решить жилищный вопрос за счет малоэтажного строительства решили власти Томской области


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мелани Бачина.



Кирилл Кобрин: Решить жилищный вопрос за счет малоэтажного строительства решили власти Томской области. Эта идея удачно совпала с новой инициативой президента Медведева, который предложил переселять россиян в индивидуальные дома. В конце апреля администрация Томска проведет первый аукцион по продаже земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов. На торги выставят 12 лотов. То, что покупатели найдутся, томские власти не сомневаются. Однако есть и серьезные проблемы. Об этом с вице-мэром Томска по развитию города побеседовала Мелани Бачина.



Мелани Бачина: Жилые поселки должны расположится в радиусе до 25 километров от Томска. Так решили власти региона. И начали идею воплощать в жизнь. Поручили городской администрации найти 20 тысяч участков под частное строительство и начать возводить там малоэтажные дома. Пробуксовка началась на первом же этапе. Вице-мэр Томска по развитию города Евгений Паршуто объехал городскую черту. Выяснилось, прежде чем начать массовое строительство малоэтажек, нужно решить три основные проблемы: закончить застройку участков, которые были выделены еще в 90-е годы, обеспечить поселки инфраструктурой.



Евгений Паршуто: Главная загвоздка в том, что лучше все на конкретном примере смотреть. Пришли вчера две женщины, микрорайон "Наука", и говорят: "Знаете, мы готовы построить дом, мы даже уже начали его строить, но у нас нет света вообще, у нас проводов, столбов, откуда можно подцепиться". Поэтому главная проблема, конечно, что власть не создала условий для того, чтобы действительно массовое жилищное строительство, малоэтажное, велось. Нужны очень серьезные затраты. Нужно провести дороги, линии электропередач, зарезервировать мощности по электроэнергии, канализацию провести и так далее.



Мелани Бачина: И за чей счет? Инвесторов привлекать, за счет бюджета?



Евгений Паршуто: Варианты разные есть. Если это продажа земли инвесторам, которые там все делают, всю инфраструктуру и продают готовые земельные участки, а еще лучше - готовые дома, мы понимаем, что на минимальную стоимость квадратного метра мы не выйдем, к сожалению глубокому. Такая экономика сейчас, что если все сделать, полностью, со всеми коммуникациями, например, купить участок, я думаю, что это будет такая стоимость, что просто никто себе такого не позволит. Над посмотреть, какая покупательская способность и нужно ли нам сейчас 25 тысяч участков обустраивать и вываливать огромные деньги, чтобы всех быстро переселить. Сделать из хрущевской России малоэтажную Россию, наверное, это хорошая задача, но в обозримом будущем, мне кажется, она слабо выполнимая.



Мелани Бачина: Главная проблема - это цена. Чтобы переселить томичей в индивидуальные дома, нужно обеспечить финансовую доступность этого жилья. Сейчас квадратный метр в Томске в среднем стоит 50 тысяч. Встает вопрос: реально ли в Томске строить жилье по 20 тысяч за квадратный метр, как предложил избранный президент Медведев? Вице-мэр Паршуто не сомневается - реально.



Евгений Паршуто: Когда про себестоимость строительства говорят, конечно, оно все разное - кирпичное, монолитно-каркасное, деревянное, сборное, крупнопанельное - себестоимость сильно различается. Но в любом случае себестоимость далека от тех цифр, за которые сегодня продается квадратный метр. То есть когда мы услышим в Томске цифру 100 тысяч за квадратный метр - это явно 300-процетная прибыль. И сколько бы ни говорили о взятках в центре города и так далее, ну, уйдите тогда из центра города и стройте в другом месте. То есть реальная себестоимость, думаю, от 15 до 20 тысяч рублей.



Мелани Бачина: Есть у нас строители, строительные компании, которые готовы за такую цену квадратного метра строить жилье?



Евгений Паршуто: Нет таких строителей сегодня, не готовы. Более того, если говорить о малоэтажном строительстве, сегодня слишком мало на территории города и области производителей таких сборных домов, каркасно-щитовых домов, то есть те конструктивные строительные решения, которые бы действительно позволили говорить о снижении реальном стоимости квадратного метра.



Мелани Бачина: Найти инвесторов для строительства малоэтажных поселков - это полбеды. Главное - найти земли, на которых можно строить. У каждого земельного участка должен быть правовой статус на строительства.



Евгений Паршуто: Есть серьезная проблема с переводом земель из земель сельхозназначения в земли, например, муниципального образования. То есть они как бы у нас в городской черте 52 квадратных километра есть земель сельхозназначения. По сути, это федеральная земля. Когда я задавал вопросы руководству сельхозтехникума, чем они занимаются на этой земле, они сказали, что это опыты, посадки. 52 квадратных километра у нас для опытов в городской черте. Конечно, мы не должны и не можем всю эту землю забрать единовременно и начать на ней строить, но задача такая поставлена. Сейчас на 720 гектарах - то, что нам в первую очередь нужна земля, - мы уже эту работу проводим.



Мелани Бачина: На реализацию идеи малоэтажного строительства, налаживание правовых механизмов, проведение коммуникаций, строительство инфраструктуры уйдут годы. В то, что власти удастся сделать индивидуальное жилье доступным, - пока верится с трудом. А при нынешних ценах для большинства горожан мечта о домике в деревне останется несбыточной.


XS
SM
MD
LG