Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Истории Запада и Востока. Личная жизнь бельгийской монархии


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко .



Алексей Кузнецов: В Бельгии пристальное внимание СМИ привлекла вышедшая в субботу, 12 апреля, книга «De navelstreng doorknippen» («Перерезать пуповину») - автобиография внебрачной дочери бельгийского короля Альберта Второго, художницы Дельфине Боэль. Книга стала еще одним ударом по бельгийской монархии, которая и так переживает далеко не лучшие времена.



Софья Корниенко: Если есть на свете неопровержимые доказательства популярной теории, что искусство – это следствие психологической травмы, то одно из них – искусство Дельфине Боэль. В ее скульптурных работах Бельгия и бельгийский королевский двор жестоко расплачиваются за прошлое художницы. Здесь и «августейший, священный четвероногий монстр» со свиной головой, и брюссельский писающий мальчик с непропорционально огромным фаллосом, перекрашенным в бельгийский триколор, и просто государственный флаг со словами « Truth can set you free » («Правда освобождает»).



Дельфине Боэль: Раньше среди моих произведений было много тронов и прочих королевских атрибутов. Я находила их очень забавными. Я вообще подходила к своей работе с максимальной долей юмора, юмор помогал преодолеть болезненную реальность.



Софья Корниенко: Сорокалетняя Боэль с мужем и четырехлетней дочерью живет в Брюсселе. В этом месяце у нее должен родиться сын. Она пытается найти свой язык в искусстве, но прошлое преследует ее. То же самое прошлое обеспечило популярный интерес к ее творчеству. Как выразился посетитель одного из фламандских интернет-форумов, «не будь она дочерью короля, пришлось бы ей своими скульптурами из папье-маше топить печку, чтобы не умереть зимой от холода». «Невозможно говорить о моем искусстве, не зная, чем оно было спровоцировано», - говорит Боэль. Ее автобиография ловко приурочена к открытию персональной выставки в городе Синт-Мартенс-Латем, вблизи Гента.



Дельфине Боэль: Когда я переехала в Бельгию в 2004 году, то удивилась тому, насколько я была здесь известна, причем скандально известна. Или же это ко мне пришла слава как к художнице? Подобные мысли одолевали меня . Я должна была раз и навсегда принять решение: перерезать пуповину, открыто заявить о том, что я все оставила в прошлом и стала взрослой женщиной. Очень просто утонуть в жизни своих родителей. С тех пор, как я переехала в Бельгию, я погрузилась в родительское прошлое. Мне постоянно напоминают о моем происхождении, даже в узком кругу все друзей все время задают вопросы: почему я здесь, каково мне жить рядом с отцом, виделась ли я с ним? И я не виню людей, подобное любопытство нормально. Но сегодня я переворачиваю страницу.



Софья Корниенко: Заявила Боэль в интервью бельгийской телепрограмме «Красная дорожка».


Дельфине в одиночестве воспитала ее мать, баронесса Де Селис-Лонгшампс. О том, что навещавший мать бельгийский принц, друг семьи, которого Дельфине называла « Papillon » («Бабочкой»), на самом деле был ее отцом, она узнала лишь в восемнадцать. Роман принца Альберта и ее матери продолжался 16 лет подряд. Желание Альберта развестись со своей женой, принцессой Паолой, и прожить оставшуюся жизнь в изгнании с баронессой вызвало в начале 80-х ужасный скандал, грозивший навсегда подорвать и без того уже шаткий авторитет монархии в Бельгии. Баронесса приняла решение покинуть страну и переехала с дочерью в Лондон, где их никто не знал. Альберт еще некоторое время регулярно навещал их. Затем, в 1993 году, после смерти бездетного старшего брата, короля Бодуэна Первого, он взошел на престол. Казалось, неуместное прошлое удалось задвинуть подальше, как старую мебель. Однако девять лет назад бельгийский журналист Марио Данеелс опубликовал биографию королевы Паолы, и уже несколько дней спустя лондонский дом внебрачной дочери короля окружили папарацци.



Дельфине Боэль: Все это внимание ко мне было очень неприятно. Я чувствовала себя абсолютно бессильной. Никому бы такого не пожелала . Были такие «друзья» в кавычках, в основном из поколения моих родителей, которые меня в детстве ласкали и тискали, а теперь относятся ко мне с открытой неприязнью. Словно бы в чем-то была моя вина. Все очень несправедливо, и жить с этим очень тяжело.



Софья Корниенко: У баронессы случился сердечный приступ. Дельфине Боэль вспоминает в своей книге, как она решилась поговорить с отцом. « Никогда больше не звони мне . Ничего не хочу об этом слышать . И вообще, ты мне не дочь!» - ответил ей король Бельгии Альберт Второй. Когда же Боэль отметила, что все видят, как она похожа на мать короля Астрид, Альберт взорвался: «Не смей говорить, что ты похожа на мою мать!» По словам Боэль, она еще долго стояла с трубкой в руках, не понимая, что произошло, и чувствовала себя никому не нужной.



Дельфине Боэль: Как мясо, оставленное для собак.



Софья Корниенко: В том же году в своем рождественском обращении к нации король упомянул о кризисе, который постиг его семью тридцатью годами раньше и который он вместе с женой «сумел преодолеть». « Недавно нам напомнили о том кризисе , - продолжил король Альберт . - Мы не желаем больше говорить о нем, он относится к частной сфере нашей жизни. Мы будем счастливы, если произошедшее с нами вселит надежду в сердца тех, кто переживает не лучшие времена сегодня». Эти слова принято считать косвенным признанием королем своей дочери Дельфине Боэль. По информации местных СМИ, большинство бельгийцев хотели бы, чтобы Альберт признал Боэль официально, так как причиной очередной дестабилизации положения современной монархии может, скорее, стать уличение ее в лицемерии и лжи, чем в излишней откровенности. Королевский дворец пока безмолвствует…


XS
SM
MD
LG