Ссылки для упрощенного доступа

В Ингушетии убит член Верховного суда республики


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Александр Гостев: В Ингушетии убит заместитель председателя Верховного суда республики Хасан Яндиев. Его застрелили в воскресенье на автодороге между Карабулаком и станцией Троицкая в Ингушетии. Рассматривается сразу три версии преступления: профессиональная деятельность, кровная месть и убийство по политическим мотивам. Власти опасаются дестабилизации обстановки в республике. Знакомые Яндиева говорят, что преступление совершено из-за профессиональной деятельности и никак не связывают его с политикой и тем более, кровной местью.



Максим Ярошевский: Заместителя председателя Верховного суда Хасана Яндиева застрелили выстрелом в сердце на автозаправочной станции в воскресенье по дороге между Карабулаком и станицей Троицкая. Киллер, по данным МВД республики, скрылся с места преступления на автомобиле ВАЗ. Представитель Верховного суда Ингушетии заявил, что выстрел был сделан из снайперской винтовки в спину. Согласно предварительным данным, стреляли из ружья с глушителем. По факту преступления возбуждено уголовное дело по статьям "Убийство" и "Незаконное хранение огнестрельного оружия". Рассматривается сразу три версии произошедшего: первая - профессиональная деятельность заместителя председателя Верховного суда. Одно из самых громких дел, которым занимался убитый, - дело о нападении боевиков Шамиля Басаева на Ингушетию в июне 2004 года. Тогда в Назрани погибли 79 человек, 105 получили ранения. Большинство погибших являлись сотрудниками правоохранительных органов республики.


Другое громкое дело - суд над так называемой резервной группой бесланских террористов - Резваном Ходжаевым, Казбеком Завлиевым, Мартаном Хамурзиевым и Шамилем Хадисовым. Всех осудили на 20 лет строгого режима. Обвинение настаивало на том, что подозреваемые входили в группу террористов, которые должны были в случае провала теракта в Северной Осетии напасть на школу номер 2 в станице Нестеровская и захватить заложников в ней. Сотрудник центра "Мемориал" Александр Черкасов называет подобную версию абсурдной.



Александр Черкасов: В прессе сообщали, что Яндиев вел дела, в частности о нападении на республику в 2004 году. Действительно таких дел было достаточно много. Другое дело, что кроме тех людей, которые действительно участвовали в этом нападении, по крайней мере, по мнению адвокатов, по тем материалам, которые адвокаты смогли представить, среди приговоренных было достаточно много таких, в отношении которых материалы были сфабрикованы и получены под пытками силовиками. Люди, ведущие эти дела, очевидным образом могли стать мишенью не только для собственно вооруженного подполья, но и для тех, которые к подполью ранее не принадлежали, но были причислены к нему усилиями правоохранителей.


Убийство судьи Яндиева можно поставить в один ряд с убийствами начальников управлений по борьбе с организованной преступностью Кярова и Мицаева из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.


В 2005 году прокурор Шепель заявлял, что де изловлена резервная бесланская группа, которая собиралась, в случае неудачи захвата школы в Беслане, захватить школу в Ингушетии. Это была явная несуразность, потому что вряд ли ингушские и чеченские боевики могли бы захватывать своих сородичей.



Максим Ярошевский: После объявления приговора осужденные заявили о своей полной невиновности и обвинили судью в жестокости. Хасан Яндиев в свою очередь заявил, что четверо осужденных заслуживали более сурового наказания. "Эти бандиты получили бы пожизненные сроки, если бы присяжные признали подсудимых виновными в пособничестве бесланским террористам", - так прокомментировал тогда свой приговор судья.


Главный редактор ингушской газеты "Сердало" Хусейн Шадиев лично был знаком с Хасаном Яндиевым. Он уверен, что единственная причина убийства заместителя председателя Верховного суда - его профессиональная деятельность.



Хусейн Шадиев: Я одно скажу, особенно по нападению на республику, в основном эти дела по бандитам, террористам, которые нападали на республику в 2004 году, в июне, проходили через него. Я считаю, что это, конечно, связано с деятельностью профессиональной. Яндиев такой принципиальный, что никаких послаблений не было, террористы и бандиты получали по заслугам.



Максим Ярошевский: Хусейн Шадиев не рассматривает версию кровной мести.



Хусейн Шадиев: Кровная месть и месть бандитов, террористов - это разные вещи. Кровная, когда, допустим, Хасан или брат Хасана убил кого-то, и он до сих пор не осужден, не отомщен, и они преследуют Хасана. Это кровная месть. А месть бандитов - это именно за его принципиальность, за то, что он их судил, как положено, давал те сроки, которые положены.



Максим Ярошевский: Третья версия, которую рассматривает следствие - убийство по политическим мотивам. Яндиева назначили судьей в 1998 году, с 2005 года он являлся заместителем главы Верховного суда республики. Во время предвыборной кампании 2002 года Яндиев рассматривал скандальное дело о лишении регистрации на пост главы Ингушетии Хамзата Гуцериева. Об этой истории писала Анна Политковская. Председатель международной комиссии по вопросам Северного Кавказа Руслан Кутаев также склонен считать, что убийство Яндиева напрямую связано с политикой.



Руслан Кутаев: Вот это убийство, оно было предсказуемо, предсказуемо не в плане того, что убийство Яндиева. Убийства высокопоставленных людей в правительстве, в судебных инстанциях, в инстанциях прокуратуры, МВД - вот эти убийства сегодня в Ингушетии являются рядовым явлением. По разным сведениям, от 100 и более человек, работающих в правительственных, правоохранительных структурах, убиты, похищены, исчезли в Ингушетии. Сама ситуация не только нестабильна, она критическая. Я лично отдаю предпочтение версии, что это все-таки политическое убийство. Потому что сейчас в Ингушетии идет исключительно серьезный вопрос в плане того, что политическая оппозиция, которой практически не существует в Ингушетии, ее раздербанили, ее нет сейчас, так вот люди, которые сейчас не согласны с политикой Зязикова в Ингушетии, они пытаются каким-то образом реанимировать отсутствующую базу, они пытаются в рамках Конституции, законов Российской Федерации проводить какие-то мероприятия, которые не противоречили бы законам России. Но этому препятствуют специальные службы Ингушетии, Российской Федерации, которые являются сторонниками Зязикова. Вот эта ситуация сейчас дошла до критической массы. В принципе ситуация и в Дагестане такая же, просто в Ингушетии она обостряется.


Вообще, я говорил и повторяю, и буду говорить, на Северном Кавказе ситуация уже доведена до предела. В любом из регионов начнутся события, и ни в одном регионе нет людей, которые могли бы возглавить в рамках законов России, придерживаясь принципов, что придерживаются президент и так далее. Поэтому раскачанную ситуацию могут возглавить люди, которые считают, что Россия должна уйти из Кавказа. Вот такую характеристику я дал бы тому, что сейчас произошло в Ингушетии.



Максим Ярошевский: После убийства Хасана Яндиева подразделения Министерства внутренних дел республики объявили о том, что с вечера воскресенья в регионе вводится усиленный вариант несения службы. Данная мера, заявили в штабе группировки войск, вводится не только из-за совершенного преступления. Поступают сигналы о возможных попытках дестабилизации обстановки со стороны участников незаконных вооруженных формирований. Под повышенную охрану попали административные здания, школы, больницы, транспортные узлы.



XS
SM
MD
LG