Ссылки для упрощенного доступа

Борис Стругацкий: "Нам бы только менталитет поменять и все будет хорошо"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Михаил Саленков: Сегодня исполняется 75 лет известному писателю Борису Стругацкому. Радио Свобода поздравляет Бориса Натановича с этой датой.



Татьяна Вольтская: Борис Стругацкий родился в Ленинграде 15 апреля 1933 года, в семье искусствоведа, партработника и школьной учительницы. Пережил первую страшную блокадную зиму в Ленинграде, после чего был вывезен вместе с матерью в эвакуацию. В 1950 году он окончил с серебряной медалью среднюю школу, в 1954-м - математико-механический факультет Ленинградского университета по специальности "звёздный астроном". До 1965 года работал в Пулковской обсерватории, изучая происхождение двойных и кратных звезд. В 1954 году братья Стругацкие начали первое совместное произведение "В стране багровых туч", опубликованное издательством "Детгиз" в 1957 году. С тех пор братья Стругацкие написали 26 повестей, пьесу, рассказы, публицистику. Их произведения переведены на 42 языка в 33 странах мира. Именем братьев Стругацких названа малая планета № 3054, открытая в 1977 году. Депутаты петербургского Законодательного собрания решили не остаться в стороне от юбилея Бориса Стругацкого и поздравить "половину писателя "братья Стругацкие", наградив его почетным дипломом.


Воспитывают ли эти книги сегодня? Говорит заведующая кафедрой психологии и педагогики Института детства Российского педагогического университета имени Герцена Ирина Хоменко.



Ирина Хоменко: Наверное, заслуга Стругацких в том, что они задали ориентиры не только для детей, но и для взрослых, воспитателей. Их произведения заложили те проблемы, которые реализуются, несмотря на то, что они были якобы фантастическими много лет назад, когда они писали свои тексты, вот именно сейчас реализуются худшие их сценарии, они оправдываются. Одна из идей, которую они заложили, что дети сильнее, чем родители, и родительское сообщество не готово сейчас принять вызов нового поколения.



Татьяна Вольтская: "Само присутствие в городе Бориса Стругацкого очень важно", - говорит директор образовательного центра Михаил Эпштейн.



Михаил Эпштейн: Стругацкий ведет семинар, который активно посещается молодыми писателями. Мне кажется, это здорово. Это означает, что продолжается какая-то линия, это мощно, он жив, слава богу, хотя бы один из двоих, значит, какая-то тянется ниточка. Это здорово.



Татьяна Вольтская: Главное, - об этом говорят многие, - что братья Стругацкие задали в недрах искусственного советского общества систему настоящих ценностей, действительных и сегодня.


Писатель в России всегда был больше, чем литератор. Памятуя об этой традиции, а также о том, что писатели-фантасты всегда заглядывают в будущее, я спросила Бориса Стругацкого, как он видит будущее России.



Борис Стругацкий: "Я ничего хорошего, к сожалению, впереди не вижу. В последнее время происходит процесс огосударствления всего и вся, развивается, чем дальше, тем круче. Все начинается сначала, все это мы уже видели. Начинается окончательный и безраздельный захват власти бюрократией. Все это приведет обязательно к очередному застою, к очередному экономическому кризису. Кончится все это обязательно, как уже кончалось не раз, очередной перестройкой, очередным ветром перемен, очередным валом неустойчивости. Все это мы проходили. Но это только в лучшем варианте, если не произойдет никаких внешних вторжений. А сейчас вероятность этого со временем не уменьшается, а возрастает. Так что ничего хорошего я не вижу.



Татьяна Вольтская: Какие вторжения вы имеете в виду, с какой стороны?



Борис Стругацкий: Я имею в виду Юг, потому что, на мой взгляд, главные угрозы России, для России, идут с Юга, чего мы упорно не желаем замечать, а, может быть, знаем, все это прекрасно понимаем и надеемся помириться, уговорить. Это тоже уже было, все это проиграно, еще какой-то очередной договор 39-го года произойдет - все это уже было. Все это мы уже пробовали. Мы никак не можем смириться с тем, что наши естественные союзники - это Запад, а не Юг и не Восток. Смириться с этим мы никак не можем.



Татьяна Вольтская: Так что, Борис Натанович, это какой-то клинический идиотизм, который толкает страну по кругам дурной бесконечности?



Борис Стругацкий: Нет, это последствия задержавшегося феодализма, в котором мы сидим уже много сотен лет. Даром это не пройдет. До тех пор, пока мы не переварим в себе феодализм, до тех пор, пока несколько поколений россиян не ощутят всех достоинств демократии и западничества, будем говорить так, до тех пор все это будет возвращаться, будут рецидивы. Потому что менталитет меняется чрезвычайно медленно, от оттепели к оттепели. Конечно, все это упирается в общенародный менталитет. Народ мечтает о великой державе, не о счастливой стране, не о справедливой стране, а о великой державе. И никак не хотят понять люди или не умеют понять, что эти два понятия несочетаемы. Либо, либо. Либо ты великая держава, тогда ни счастья нет, ни справедливости. Либо ты хочешь справедливости и счастья, тогда не должно быть великой державы. Вот пока не развеются эти заблуждения, а они со временем обязательно развеются, потому что ход истории однозначный, главная задача уцелеть. Вот пока не изживем феодальный менталитет... Уцелеть - вот это главная задача. Но я надеюсь, что уцелеем.



Татьяна Вольтская: Не будут ли к этому времени разворованы все ресурсы? Не будет ли страна окончательно разорена?



Борис Стругацкий: Я не готов сейчас к подробной дискуссии на эту тему. Но ощущение у меня такое, что на наш век, как говорится, хватит и на XXI век хватит у нас и лесов, и воды, и ресурсов. Хватит. Нам бы только менталитет поменять и все будет хорошо.


Это происходит само собой. Рано или поздно одно мироощущение сменяется другим, и никуда от этого тоже не уйдешь. Рано или поздно представление о том, что все решает барин и что лучше плохо жить при барине, чем хорошо жить на свежем ветре свободы, это представление со временем меняется. То есть количество людей, готовых жить в условиях свободы, в условиях, когда человек распоряжается собой сам, а не ждет распоряжения сверху, со временем число таких людей все равно возрастает. Так устроена цивилизация, любая, это происходит в любой стране. Но требуется время. Это будет и в Китае, это будет в исламском мире, это везде будет, просто медленно.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG