Ссылки для упрощенного доступа

Завершается двухдневный визит Владимира Путина в Ливию


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Михаил Саленков: Сегодня завершается двухдневный визит Владимира Путина в Ливию. Это первая поездка российского президента в эту страну в истории двухсторонних отношений. На переговорах обсуждаются вопросы о долгах Триполи Москве, о контрактах по строительству железных дорог в Ливии и о более активном участии российских компаний в добыче нефти. Независимые эксперты убеждены, что наиболее сложными являются переговоры по долгам за поставку вооружений на общую сумму более четырех с половиной миллиардов долларов. Триполи не спешит с выплатой, ссылаясь на срыв Москвой контрактов по поставкам техники в начале 90-х.



Мумин Шакиров: Поставки вооружений Россией были приостановлены, поскольку Москва поддержала санкции ООН против Ливии в 1992 году из-за теракта в небе над Шотландией. В 1988 году ливийские террористы взорвали Боинг-747 с 259 пассажирами над озером Локкерби. Упавшие обломки самолета компании «Пан Американ» унесли жизни еще 11 человек на земле. Ливийцы после ряда переговоров признали свою ответственность за этот теракт и начали выплачивать компенсации родственникам погибших пассажиров. В 2003 году ООН отменила санкции против Триполи и страна открылась для американских и европейских компаний.


Сегодня Путин совершая одну из последних поездок в качестве главы государства, пытается открыть Ливию для российских бизнесменов. Но, как и ожидалось, разговор между Москвой и Триполи начался с наболевшей темы. Член российской делегации, министр финансов Алексей Кудрин заявил вчера, что Ливия должна России по старым советским долгам более четырех с половиной миллиардов долларов, ливийцы, по его словам, признали эту цифру, хотя раньше называли сумму вдвое меньше. Муаммар Каддафи непростой собеседник, убежден президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.



Евгений Сатановский: У нас было эксклюзивное партнерство с этим безумно тяжелым в общении, чрезвычайно энергичным и, прямо скажем, адекватным, исходя только из его собственного понимания самого себя и своей роли в мире, лидером Каддафи, которого непрерывно носило от идеи возглавить арабский мир до идеи возглавить африканский мир и уйти из мира арабского, от идеи компенсаций ливийским евреям и нормализации отношений с Израилем до джихада против Израиля. Человек вообще сложный. То, что он недавно разогнал собственное правительство и фактически его уничтожил за исключением нескольких ключевых департаментов и, в общем-то, управляет страной в единоличном режиме, не позволяет иначе его характеризовать, как лидера авторитарного до предела, хотя и вполне харизматичного.



Мумин Шакиров: Прагматичный Каддафи за последние годы сделал немало, чтобы завоевать доверие Запада. Ливия добровольно закрыла собственную ядерную программу, вдобавок поддержала военную операцию США в Афганистане, отказалась предоставить убежище бывшим лидерам Ирака. В прошлом году Каддафи сделал еще один «жест доброй воли» и фактически отпустил на родину болгарских медсестер и палестинского врача, которых более семи лет держали в местной тюрьме по абсурдному обвинению – заражению ливийских детей СПИДом. В результате Европа вновь получила доступ к ливийской нефти, а следовательно – выгодные контракты. Москве, чтобы выйти на ливийской рынок, придется действовать нестандартно, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.



Федор Лукьянов: Схемы, которые используются при урегулировании долговой проблемы с подобными должниками, они предусматривают продвижение на рынок. Вот примерно такое было предпринято с Алжиром пару лет назад, и сейчас, конечно, Путин будет стремиться к тому, чтобы в обмен на списание долга заключить выгодные контракты с Ливией, поскольку Ливия сейчас вообще находится «на выданье». За полковником Каддафи «ухаживают» и европейцы, и даже американцы, поскольку он теперь признан демократически приемлемым лидером, соответственно, все пытаются вмешаться в эту жесткую конкуренцию и за контракты в Ливии, то есть Ливия собирается развивать атомную энергетику. Естественно, это контакты возможные по вооружениям и участие российских компаний в разработке весьма обильных ресурсов углеводородов в Ливии.



Мумин Шакиров: Арест замминистра финансов России Сергея Сторчака, лично занимавшегося урегулированием ливийских долгов, привел к тому, что эта проблема между Москвой и Триполи до сегодняшнего дня остается нерешенной. Чиновник был задержан по подозрению в покушении на хищение более 43 миллионов долларов бюджетных средств. Говорит военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец.



Виктор Баранец: Там шел большой торг о размере так называемых откатов, которые должна была получить каждая из этих сторон, которые условились, в общем-то, разрулить эту проблему. Суть проблемы, она в общем сложности касается около 30 наших самолетов «Миг». Когда Ливия получила часть этих самолетов, то она стала предъявлять очень серьезные претензии к их качеству. Наша сторона стала доказывать, что «в сущности мы вам и продавали бэушную технику». Но ливийская сторона: но не до такой же степени изношенную. Так вот, там ливийский долг висел очень большим дамокловым мечом над нами, за ним тащилась и такая проблема, как ухудшение отношений.


С другой стороны, почему мы поторопились разруливать этот долг, потому что очень сильно предлагала свои услуги Франция, они усиленно предлагали «Миражи», «Миражи» абсолютно новые, и если Ливия соглашалась брать оптом, то они собрались сделать демпинг так называемый и продать Ливии эти самолеты по заниженной цене, но с обязательной технической привязкой дальнейшего гарантийного обслуживания, с тем чтобы потом проникнуть на ливийский рынок. И вот когда интересы Москвы и Франции тут очередной раз заискрили в Ливии, тут на прорыв этой проблемы и был брошен товарищ Сторчак с сотоварищами. Был проведен целый каскад секретных переговоров по поводу того, как нам это разрулить, но за этим разруливанием наблюдали «заинтересованные люди». Стало известно, что помимо официальных цифр расчетов между Москвой и Триполи начала существовать еще так называемая скрытая система расчетов. И по моей версии, подчеркиваю, когда это стало известно в Москве и правоохранительных органам, тогда было принято решение лишить свободы товарища Сторчака.



Мумин Шакиров: Конфликтной считается не только история, связанная с «делом Сергея Сторчака», но и ситуация вокруг ареста российского гражданина, представителя компании «Лукойл Оверсиз» в Триполи Александра Цыганкова, которого ливийские власти обвинили в промышленном шпионаже. Москва считает этот инцидент недоразумением, но Цыганков продолжает сидеть в тюрьме, а представители «Лукойла» не дают никаких комментариев по этому делу. Согласно официальной информации, Владимир Путин в Триполи ведет переговоры с Каддафи по поводу строительства железных дорог в Ливии и освоения «Газпромом» и «Татнефтью» новых нефтяных месторождений. На фоне таких перспектив, Москве вернуть деньги - не главное, считают эксперты. Гораздо важнее получить новые контракты, в том числе на поставки вооружений.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG