Ссылки для упрощенного доступа

Какова роль Москвы в конфликте Кадырова с братьями Ямадаевыми


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие журналист Хасин Радуев.



Дмитрий Волчек: Какова роль Москвы в конфликте Кадырова с братьями Ямадаевыми и почему вообще этот конфликт достиг такого размаха - об этом я попросил рассказать сотрудника Северокавказской службы нашей радиостанции Хасина Радуева.



Хасин Радуев: Нужно прежде всего сказать, что Ямадаевы все время, и во время до начала первой чеченской войны, и в ходе чеченской войны первой, они все время дислоцировались в Гудермесе. Собственно говоря, этот район как бы ближе и Кадыровым, поскольку они сами проживали в этом Курчалое, Хоси-Юрте, это все одна сторона. И поэтому когда Кадыров начал переговоры с российскими генералами о том, чтобы урегулировать вопрос о боевых действиях, то есть когда он, собственно, перешел на российскую сторону...



Дмитрий Волчек: Кадыров-старший?



Хасин Радуев: ... Кадыров-старший, да, вот в этот период Гудермес находился в руках чеченских полевых командиров Ямадаевых. И с тех пор можно сказать, что эти подразделения были опорой Кадырова, то есть они тесно были связаны с Ахмад-Хаджи Кадыровым, естественно, неплохие отношения были и с Кадыровым-младшим. Можно увидеть много видеозаписей, где они рядом сидят на разных мероприятиях, в том числе и на культурных, и так далее. Но постепенно, как это бывает со всеми подобными подразделениями, очень трудно сказать, что они связаны только одним - политической составляющей или какими-то родственными связями.



Дмитрий Волчек: А есть какие-то родственные связи между ними?



Хасин Радуев: Нет, я имею в виду, когда под знамена какого-то полевого командира собираются прежде всего его родственники, однотейповцы и так далее. В этом отношении по такому признаку были, собственно, и сформированы отряды, которые воевали против российских войск во время первой войны. Потом это несколько трансформировалось, поскольку появились отряды, сформированные по иному признаку, так называемые джамааты, несколько все это было размыто.



Дмитрий Волчек: Когда был сформирован батальон "Восток"?



Хасин Радуев: Эти батальоны были сформированы сразу после того, как такая активная фаза в Чечне завершилась, и всех, кто перешел на российскую сторону, их надо было куда-то девать, то есть устроить их на службу. Для этого были сформированы вот эти два батальона - "Восток" и "Запад", они были основной ударной силой во время чеченизации этого конфликта, они воевали против чеченских отрядов в горах Веденского, Ножай-Юртовского районов, а также и на западе республики. Нужно сказать, что и "Восток", и "Запад", они подчиняются Министерству обороны, это как бы главное разведуправление, так называемое ГРУ. Это разведывательные отряды, которые находят боевиков и, естественно, ведут с ними вооруженную борьбу.



Дмитрий Волчек: То есть формально Рамзану Кадырову, чеченскому правительству они не подчинялись вообще.



Хасин Радуев: Да, формально они не подчинялись, но все подразделения, которые находятся на территории Чечни, естественно, находились под контролем Кадырова, и любые попытки выйти из-под этого контроля пресекались очень жестко. Достаточно вспомнить историю с отрядом "Горец". Этот отряд был подконтролен Федеральной службе безопасности, и тогда, когда необходимость в этом отряде отпала, и когда и командиры, и какие-то силы начали вести собственную игру, просто-напросто Кадыров ликвидировал эту службу. То же самое происходило и с другими мелкими подразделениями, о которых вообще речь не идет, они переподчинялись, переводились под контроль нефтеполков и так далее. То есть все вооруженные группы были поставлены под контроль законных структур, имеется в виду МВД.



Дмитрий Волчек: Тем не менее, сейчас чеченский парламент просит министра обороны России Сердюкова расформировать батальон "Восток". То есть в самой Чечне они все-таки не могут ничего сделать.



Хасин Радуев: Дело в том, что этот конфликт, который зрел не один год, именно, на мой взгляд, на почве того, что эта сила оставалась формально неподконтрольной нынешним властям республики, именно вот это лежит в основе того, что сейчас происходит. Кроме того, очевидные вещи происходили в Чечне, скажем, когда бойцы вот этого батальона провели так называемую зачистку в мирном селе Бороздиновская, где подавляющее большинство населения составляли выходцы из соседнего Дагестана. И Кадыров сейчас говорит о том, что именно бойцы батальона "Восток" виновны в том, что пропали люди без вести, были убиты, были подожжены дома и так далее. Очевидно, что эта информация была у Кадырова и раньше, но в силу того, что это подразделение как бы не подчинялось ему, вероятно, он не мог эффективно влиять на эту ситуацию. И сейчас, когда появилась возможность решить эту проблему, он вытащил все. То есть теперь им вменяется в вину и то, что они совершили нападение в Санкт-Петербурге, и то, что они совершают противозаконные действия в ходе спецопераций, которые они проводят, и так далее. Нужно сказать, что еще несколько месяцев назад бывший министр обороны Чечни-Ичкерии Магомед Хамбиев выступил в парламенте и поднимал эту проблему. Он говорил о том, что батальон "Восток" стал неуправляемой силой, которая является источником дестабилизации в республике, что по их вине захватываются мирные жители, страдают люди, молодежь уходит в горы. Вот эти обвинения были выдвинуты еще два месяца назад.



Дмитрий Волчек: А может ли так быть, что братья Ямадаевы почувствовали себя так вольготно именно потому, что они пользовались покровительством каких-то группировок в Москве, которые, возможно, ведут свою игру против Рамзана Кадырова?



Хасин Радуев: То, что это происходит сейчас, когда избранный президент Медведев должен вступить во властные полномочия, то, что в Кремле идет перераспределение властных полномочий между премьер-министром и президентом, безусловно, вот эта нервозность, которая существует в Кремле, я думаю, каким-то образом влияет и на эту ситуацию. И, возможно, есть силы, которые заинтересованы, чтобы несколько ослабить позиции Кадырова в республике.


XS
SM
MD
LG