Ссылки для упрощенного доступа

Открылся фестиваль «Новый европейский театр»


Скриншот сайта фестиваля «Новый европейский театр»
Скриншот сайта фестиваля «Новый европейский театр»

Празднуя свое десятилетие фестиваль «Новый европейский театр» привез в Москву один из лучших коллективов мира - Новый Рижский театр. С 17 по 24 апреля на сцене Центра имени Мейерхольда театр играет 6 спектаклей в режиссуре Алвиса Херманиса.


Фестиваль «Новый европейский театр» был организован в 1998 году московскими театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским. С тех пор Новый Рижский театр - постоянный гость фестиваля.


Марина Давыдова рассказывает о фестивале: «Гастроли Нового Рижского театра - это не просто приезд некоего театра, а это приезд старых друзей, за творчеством которых мы следим практически с самого начала возникновения этого театра. Более того, мы практически ровесники. Потому что фестиваль НЭТ возник в 1998 году, а Алвис Херманис пришел в Новый Рижский театр в 1997 . Алвис Херманис и его команда, собственно, созидали этот самый Новый театр. Сейчас и Алвис, и Новый Рижский театр приезжают сюда уже как звезды европейского театра. Нам очень это приятно»


Гастроли открывает спектакль по рассказу Татьяны Толстой «Соня». Его привозила в Москву в прошлом году «Золотая Маска», но все, кто его видел, хотят смотреть снова. Спектакль играют на русском языке, в главной роли - артист Гундарс Аболиньш.


Алвис Херманис объясняет, почему женскую роль играет мужчина: «Как помните, по рассказу речь идет о женщине, которая огромная, очень некрасивая. Я не мог предположить, что актрисы будут рады, если им предложить такую роль. Тем более было ясно, чтобы сыграть абстрактную женщину - это может сделать только мужчина».


Два других спектакля – «Латышские истории» и «Звук тишины» - впервые в Москве. Они не имеют литературной основы и придуманы самим театром. В первом рассказаны истории реальных людей. В Латвии спектакль играют шесть вечеров, в него входит 20 историй. Москва увидит шесть частей в два приема: про бывшего моряка, женщину-таксистке, солдата, воспитательницу детского сада, шофера автобуса и двух воспитанников детского дома. Их играют сами дети, которые рассказывают о своей жизни. У спектакля «Звук тишины» есть подзаголовок «Концерт Саймона и Горфункеля в Риге в 1968 году, которого никогда не было». В «Звуке тишины» мы встретим персонажей, с которыми знакомы по другой выдающейся работе театра. Она называется «Долгая жизнь», действие происходит в наши дни, в коммунальной квартире, заселенной старыми и немощными людьми.


В «Звуке тишины» мы видим героев такими, какими они были в 1960-е годы. Алвис Херманис говорит: «Мы сели в машину времени и все прокрутили на 40 лет раньше. Этот спектакль, в общем, посвящен тому, что мы понимаем под духом 60-х годов. Потому что у меня есть уверенность, что это, может быть, была последняя коллективная попытка нашей цивилизации, последняя утопия коллективного счастья».


Память и время такие же герои спектаклей Алвиса Херманиса, как и люди. Спектакли его нежные и горькие, сыграны актерами блистательно, перевода, на самом деле, не требуют - все ясно без слов. В «Долгой жизни» и слов-то почти и не было. Осталось сказать, что Алвис Херманис приступает к работе над рассказами Шукшина в московском Театре Наций. В спектакле будут заняты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.


XS
SM
MD
LG