Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Покров «Евфросиния Суздальская». Лицевое шитье XVI века


Государственный Исторический музей представляет сокровища отечественной истории из музеев России. [Фото — <a href="http://museum.ru" target=_blank>Музеи России</a>]

Государственный Исторический музей представляет сокровища отечественной истории из музеев России. [Фото — <a href="http://museum.ru" target=_blank>Музеи России</a>]

В Исторический музей из Суздаля в рамках проекта «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев России» привезли уникальный экспонат — так называемый «Покров Ефросинии Суздальской». Этот памятник церковного декоративно-прикладного искусства создан в начале XVI века.


Покров «Евфросиния Суздальская» из проекта «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ» 2007-2009гг.

Покров из Владимиро-Суздальского музея-заповедника разместили рядом с другим — из постоянной экспозиции Исторического музея. У московского покрова и краски поярче, и изображение позатейливее. Зато лицевое шитье с Ефросинией Суздальской сюжетом и временем создания связано сразу с двумя эпохами.


«Сама личность Ефросинии Суздальской особенная, для Исторического музея в том числе, — говорит ведущему научному сотруднику Исторического музея Людмиле Савченковой. — Потому что это не просто женщина, которая прославила себя иноческой жизнью. Поскольку она родилась в 1212 году, она оказалась свидетельницей очень ярких событий русской истории начала XIII века, монголо-татарского нашествия. По легенде во время нашествия Батыя, в 1238 году, и взятия им Суздаля именно молитвами Ефросинии Суздальской и других монахинь Ризположенского монастыря он был спасен. И если город был полностью разрушен, то Ризположенский монастырь остался целым. Это очень красивая, интересная легенда, что появился огненный столб, который закрыл монастырь от войска Батыя. А поскольку мы выставляем этот покров в зале, рассказывающем именно о монгольском нашествии, то личность Ефросинии Суздальской для нас была, конечно, очень интересна».


— Тем не менее, покров выполнен намного позже…
— Да, в Мастерской Соломонии Сабуровой, первой жены Василия III, которая была подстрижена в монахини в связи с тем, что у нее не было детей, и Василий III отправил ее в монастырь. Она оказалась в Покровском Суздальском монастыре, где в ее мастерской и сделан был этот покров на гроб святой Ефросинии Суздальской.


— Что это была за мастерская?
— Ведь такой покров вышить одному человеку невозможно, и поэтому такие крупные вещи вышивались трудами нескольких человек. Собранные вместе, они под эгидой более знатной монахини вышивали такие покровы.


— А какие-то еще вещи из этой мастерской дошли до наших дней?
— Да, есть еще пелена. И вот именно с равнении с ними было определено искусствоведами, что этот покров из мастерской Соломонии Сабуровой.


Такие вещи, как покров Ефросинии Суздальской, принято обозначать термином «лицевое шитье». Отчего «шитье» — понятно с первого взгляда на экспонат. Разноцветными шелками, с добавлением, где нужно, серебряных и золотых нитей, стежками то мельчайшими, то покрупнее средневековые мастерицы виртуозно вышивали предметы церковного убранства. А «лицевое» — это значит «в лицах», то есть с изображением людей. Одна из главных древнерусских книг под названием «Лицевой летописный свод» обозначает, что, помимо текста, там есть иллюстрации, на которых нарисованы люди.


XS
SM
MD
LG