Ссылки для упрощенного доступа

Итоги заседания Совета Безопасности ООН в связи с политическими инициативами России в отношении Абхазии и Южной Осетии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Юрий Жигалкин, Георгий Кобаладзе и Евгения Назарец.



Андрей Шароградский: Совет Безопасности ООН не принял никаких документов по итогам экстренного заседания, созванного накануне по просьбе Грузии в связи с недавними политическими инициативами России в отношении Абхазии и Южной Осетии. В тоже время США, Великобритания, ФРГ и Франция выступили с совместным заявлением, поддержав опасения Тбилиси по поводу нового характера отношений Москвы с Абхазией и Южной Осетией.



Олег Кусов: Совет Безопасности ООН собрался на заседание после того, как Грузия выразила обеспокоенность в связи с тем, что президент России Владимир Путин дал поручение правительству разработать меры для оказания помощи Абхазии и Южной Осетии. Вдобавок к этому Тбилиси заявил, что 20 апреля российский истребитель сбил беспилотный самолет-разведчик, принадлежащий МВД Грузии. По сообщениям информационных агентств, в ходе закрытого заседания выступили министр иностранных дел Грузии, постоянный представитель России в ООН, представители США, Великобритании, Франции и Китая. По итогам заседания Совета Безопасности резолюции принято не было. Со специальным коммюнике в поддержку Тбилиси выступили Вашингтон, Лондон, Берлин, Париж.


По словам содиректора Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалла Голдмана, главным итогом этого заседания может быть ощущение того, что дипломатическая победа в этой ситуации на стороне Грузии. С профессором Голдманом побеседовал наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.



Маршалл Голдман: Все это выставляет Россию в неприглядном свете и прибавляет сторонников Грузии, потому что подобное противостояние неизбежно выглядит столкновением Давида и Голиафа. Невероятно, но ведь попытки России зажать Грузию в угол, введя эмбарго на импорт ее главных экспортных товаров, не сработали. Грузия нашла других потребителей и не только экономически преуспевает, но и симпатии на ее стороне. Многие сейчас говорят: «Бедная маленькая страна, стоит поддержать ее».



Олег Кусов: В Тбилиси выразили удовлетворение результатами заседания Совета Безопасности. Об этом сообщил глава Комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили.



Константин Габашвили: Честно говоря, мы не ожидали, что там будет какая-нибудь резолюция. Такого решения не могло быть после созыва экстренного заседания, потому что это была прямая реакция на происходящее в Абхазии. Надо было просто рассмотреть вопрос и создать какое-то отношение к тому вопросу, что касается Абхазии. А это произошло. Ведь все выступающие, по информации, которую мы имеем, резко критиковали отношение России. Кстати, это было заметно и по действиям, разговорам, которые были у российской делегации до заседания и после заседания Совета Безопасности. Эти, скажем так, плохие шутки насчет того, что кто-то смонтировал полет самолета и были выпущены ракеты на территории Грузии, разговор этот был уже изменен, после заседания он был более сдержанным. И все выступавшие там члены Совета Безопасности резко критиковали ситуацию с Россией.


А что касается коммюнике, то это очень важно. Первый раз это произошло, когда Россия выступала как сторона агрессии, как сторона, так сказать, которая делает попытку аннексии, и она была резко осуждена группой друзей генерального секретаря ООН. Это очень серьезная дипломатическая победа в этом случае, это очень серьезное расставление точек над i по всем вопросам. И, видимо, следующими шагами надо решать вопрос еще большего усиления дипломатического и политического воздействия на Россию, которая должна прекратить свою агрессивную политику, абсолютно недопустимые действия на территории Грузии, и такую латентную аннексию, которую она осуществляет в Абхазии. Мы довольны тем, что произошло вчера ночью.



Олег Кусов: Москва и Тбилиси вновь обменялись резкими заявлениями обвинительного характера.


Рассказывает наш корреспондент в Грузии Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Президент Грузии Михаил Саакашвили в третий раз за последние два дня выступил по всем каналом грузинского телевидения с «чрезвычайным обращением к стране» и вновь заявил, что необходимо сплотится перед лицом суровой реальности, возникшей в результате действий России в отношении Абхазии и Южной Осетии, а также инцидента с уничтожением грузинского беспилотного самолета в небе над Абхазией.



Михаил Саакашвили: Мы вынудим всех утратить желание осуществлять враждебную политику против Грузии. Наша страна готова на ответные действия против российской агрессивной политики для сохранения безопасности государства. Последние шаги России являются несправедливыми, неприемлемыми и представляют угрозу не только для Грузии, но и для безопасности всего региона.



Георгий Кобаладзе: Президенту Грузии и другим грузинским политикам в довольно жесткой форме ответил посол России в Грузии Вячеслав Коваленко. Он напомнил о восстановлении авиа- и почтового сообщения между двумя странами и посетовал на то, что не видит ответных шагов доброй воли с грузинской стороны.



Вячеслав Коваленко: Пусть Грузия хоть что-нибудь сделает, хоть что-нибудь пусть сделает в качестве встречного шага. Мы только слышим одни "должна, обязана, надлежит". Так не разговаривают с государством, тем более с Россией! Нельзя так разговаривать. Нужны встречные шаги.



Георгий Кобаладзе: Тем временем МИД Грузии в очередной раз пригласил посла РФ Вячеслава Коваленко и предложил обменятся данными радаров ПВО двух стран относительно инцидента с самолетом. Ответ Москвы пока неизвестен.



Олег Кусов: Российский эксперт Александр Караваев считает, что и Россия, и Грузия вышли с заседания Совета Безопасности ООН с чувством выполненного долга. С господином Караваевым побеседовала моя коллега Евгения Назарец.



Евгения Назарец: Такое ощущение, что все стороны вышли с заседания довольными, и Грузия, и Россия.



Александр Караваев: Я думаю, что если бы мы давали какую-то оценку, то можно было бы сказать, что со счетом 1:1 это все закончилось. Потому что, с одной стороны, конечно, неплохо для Грузии, что им удалось все-таки собрать Совет Безопасности, это достаточно значительное достижение, привлекать союзников из Восточной Европы, чтобы дипломатическим образом поддерживать свою позицию с абхазских и югоосетинским конфликтом. Ну, а России, соответственно, удалось снизить как бы накал страстей и сделать так, чтобы Совет Безопасности не принимал никакую резкую резолюцию. Но главное, я думаю, России удалось продемонстрировать некие достижения в плане того, что Россия пошла в сторону укрепления экономических связей с Абхазией и Южной Осетией. И одновременно, не стоит забывать, Россия, видимо, решила пойти по пути отмены экономических санкций для Грузии. Поэтому в целом, я думаю, и одна и другая сторона вышли после заседания Совета Безопасности, в общем-то, с чувством выполненного долга, я бы так сказал.



Евгения Назарец: Александр, вот это обсуждение - это обсуждение и все или это многоточие, за которым последует, на ваш взгляд, какое-то продолжение?



Александр Караваев: Продолжение в российско-грузинских отношениях в этом плане, достаточно конфликтном, оно не имеет как бы окончательной точки. Окончательная точка может наступить в будущем далеком, когда эти конфликты будут урегулированы.



Олег Кусов: Так считает российский эксперт Александр Караваев.


Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе после заседания Совета Безопасности ООН заявил журналистам, что грузинская дипломатия одержала историческую победу.


XS
SM
MD
LG