Ссылки для упрощенного доступа

Президентская библиотека «угрожает памятникам архитектуры»


Застройщики ведут себя так, будто они создают оборонный объект
Застройщики ведут себя так, будто они создают оборонный объект

Судьба зданий Синода на площади Декабристов в Петербурге, где должна разместиться президентская библиотека, вызывает серьезные опасения у экспертов. Они также утверждают, что серьезным искажениям вскоре может подвергнуться облик многих памятников старины. В связи с этим упоминается Летний сад и Публичная библиотека.


Первое и, быть может, самое важное нарушение законодательства едва ли не всех проблемных стройплощадках города, это отказ предоставлении информации, на которую граждане имеют законное право. Об этом говорили эксперты, поспешившие собраться на экстренный «круглый стол» в информагентстве «Росбалт», в первую очередь встревоженные полной неясностью того, что происходит со зданием Синода. По неподтвержденной информации, проект реконструкции здания предусматривает радикальные изменения, в том числе установку стеклянного купола. Но ответа на вопрос — так это или нет? — заказчик, Управление делами президента, и исполнитель, компания, ведущая работы, не дают. Не известно даже, существует ли утвержденный проект. Если худшие опасения экспертов имеют под собой основания, то стеклянная крыша внутреннего здания намного превысит высоту Синода и непоправимо испортит не только вид самого здания, но и вид на Исаакиевский собор.


Говорит сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис: «Эта история возмутительна, прежде всего, тем, что они, застройщики, я имею в виду, ведут себя, как будто они создают оборонный объект под Плесецком. Понимаете! Никакого доступа! Специалисты туда, и вы запросто туда не пройдете. И точно такая же история с домом Чичерина на Невском. Попробуйте туда зайти и получить адекватное представление о том, что там творится. И то же самое происходит с домом Лобанова-Ростовского и так далее и так далее. Чтобы затеять процесс, мы сплошь и рядом не владеем необходимой корректной информацией!»


Именно из-за обстановки секретности около 80% культурного слоя на территории Синода скорее всего потеряно говорит археолог Светлана Шульгина, занявшаяся раскопками в Синоде практически случайно, когда произошла утечка информации о том, что рабочие наткнулись на остатки стены старого купеческого дома: «На основании распоряжения, которое было выпущено в 2001 году, все земляные работы, которые ведутся с заглублением в слой больше 0,3 метра, должны быть произведены предварительные археологические исследования. Если бы наше Управление делами президента было законопослушной организацией, то тогда в прошлом году они должны были бы обратиться или в Институт материальной культуры, или в Эрмитаж, или к нам в спецпроект "Реставрацию", цивилизованно заказать эти работы и, таким образом, дать пример тем людям, которые будут дальше строить. Если бы мы копали вручную, то стены бы сохранились выше, арки мы бы все прочитали, весь план подвала, который сейчас раскапывается, мы бы увидели в целом. В самом Санкт-Петербурге я работала в Генштабе. Мы там тоже шли за экскаватором. Все то же самое. Насколько я понимаю, это у нас становится традицией».


Проблема сохранения культурного наследия в части археологии с каждым годом становится все тяжелее, говорит руководитель группы археологического мониторинга Института истории материальной культуры Российской академии наук Андрей Субботин: «Закон не соблюдается практически никем. Тот закон 2002 года, который, по мнению специалистов, был относительно хороший, в конце 2006 года был серьезно купирован как раз в части предварительных археологических историко-культурных исследований, которые должны предшествовать строительству. Там вырезали все согласования, в том числе и нашу. Поэтому приходится сталкиваться многократно с тем, что строители в глаза говорят — вот когда наткнемся на ваш шлем Александра Македонского, вот тогда мы вас и позовем. К великому сожалению, сохранившаяся в законе, почему-то недовырезанная статья о том, что историко-культурной экспертизе должны подлежать все участки, подлежащие хозяйственному освоению, это единственная строка, на которой на волоске висит вся наша деятельность, тем не менее, строительными организациями, проектными организациями, конечно, воспринимается как несущественная».


В обстановке строгой секретности ведутся и работы в Российской национальной библиотеке — старой доброй Публичке. Против демонтажа исторических интерьеров уже выступили деятели культуры. Говорит заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик: «Официально это называется "капитальный ремонт с элементами реставрации" с перепрофилеровкой ряда помещений, всем нам хорошо известных. Это не обсуждалось сотрудниками библиотеки и даже, более того, официально не были сотрудники проинформированы, что предполагается сделать. Все это предприятие является государственной тайной, а потому для большинства заинтересованных лиц недоступно».


Приглашенные представители властей и заказчиков отсутствовали. Поступок археологов, осмелившихся обнародовать свои находки, всеми экспертами был оценен как акт гражданского мужества.


XS
SM
MD
LG