Ссылки для упрощенного доступа

На Украине готовятся отметить 22-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС


Спасатели, одними из первых работавшие на месте катастрофы. Апрель 1986
Спасатели, одними из первых работавшие на месте катастрофы. Апрель 1986

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.

Андрей Шарый: На Украине готовятся отметить 22-ю годовщину самой масштабной в мировой истории аварии на Чернобыльской АЭС. Что происходит сегодня в чернобыльской зоне? Почему украинские власти, несмотря на эту катастрофу, считают необходимым продолжать развитие атомной энергетики?

Владимир Ивахненко: В тридцатикилометровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной электростанции проживает более 300 самоселов и постоянно работает около пяти тысяч человек. Не вся эта территория подверглась после аварии радиоактивному заражению.

На тех, кто посещает эти места, наибольшее впечатление производит даже не разрушенный блок станции, а брошенные населенные пункты. Самый крупный из них - город Припять. Его панельные здания поглядывают слепыми окнами: стекла вынуты, вырваны провода и все металлические конструкции. Как уверяют работники администрации зоны отчуждения, все это сейчас находится в охраняемых местах и вскоре окажется в специальном хранилище для радиоактивных отходов.

В минувшую среду возле Чернобыльской АЭС открыли первую очередь комплекса «Вектор», который предназначен для переборки и хранения опасных материалов. Говорит один из руководителей этого объекта Александр Кретинин...

Александр Кретинин: Это хранилище предназначено для отходов чернобыльского происхождения. Со станции будут завозиться, складываться, бетонироваться, потом засыпаться глиной, землей и посеют травку.

Владимир Ивахненко: За минувшие годы из Чернобыля бесконтрольно вывозился радиоактивный металл, теперь же его остатки будут надежно захоронены в современном комплексе. К очередной годовщине аварии удалось решить и одну из главных проблем, которая давно беспокоила ученых. Они не исключали обрушение саркофага над разрушенным четвертым реактором, что могло привести к новой экологической катастрофе. «Укрытию» отмерили только 21 год. К этому времени все работы по укреплению объекта завершены, что продлит срок его эксплуатации. Слово академику Виктору Барьяхтару...

Виктор Барьяхтар: И это чудо, что саркофаг выдержал столько, сколько он выдержал. Действительно, благодаря поддержке международной общественности были проведены внутри саркофага ремонтные работы, очень серьезные. Это было сделано специалистами Украины за деньги мирового сообщества. В ближайшие пять лет есть уверенность, что ничего страшного не произойдет.

Владимир Ивахненко: Примерно через пять лет над старым саркофагом должно появиться новое «укрытие». Возведение огромной арочной конструкции начнется летом следующего года. Генеральным подрядчиком "укрытия" стал французский концерн NOVARKA. На реализацию проектов на ЧАЭС международное сообщество выделено около двух миллиардов долларов. По словам академика Валерия Кухура, до сих пор не решены вопросы о том, как и когда извлекать ядерное топливо из аварийного реактора.

Валерий Кухур: Там лежит где-то, по разным оценкам нашим, приблизительно 160 плюс-минус 40 тонн топлива. Радиоактивность очень высокая. Люди, которые будут там работать, будут подвергаться страшной опасности. А нужно ли их так "жечь", как в 1986 году, когда нужно было локализовать аварию и предотвратить ее большое распространение? Я, например, твердо уверен, что мы этого не должны делать. И если работы делать по извлечению, то с максимальной защитой и максимальной роботизацией. По всей вероятности, это начнется в 50-х годах.

Владимир Ивахненко: Чернобыльская трагедия не остановила развитие национальной атомной энергетики. На пяти украинских АЭС производится почти половина от общего объема выработанной электроэнергии, и эта цифра будет расти, считает ученый-ядерщик Виктор Барьяхтар.

Виктор Барьяхтар: Атомная энергетика - это то золотое дно, которое нам позволит быть энергетически независимыми. Украина занимает по запасам урана шестое место в мире. И запасов урана даже при тех технологиях, которые есть сегодня, когда сжигается незначительная часть всего урана, а именно только та компонента - уран-235, уран-238 практически не сжигается… Если, как сейчас все мировое сообщество работает, перейти на реакторы, "три плюс" называются, и четвертое поколение, то запасов урана на Украине нынешних при нынешних технологиях хватает примерно на 100 лет вперед. А если перейти на новые технологии, запасов урана хватит минимум на 500 лет.

Владимир Ивахненко: Отвечают ли современным требования безопасности реакторы на украинских АЭС, построенные еще в советское время?

Виктор Барьяхтар: За это время, время существования независимой Украины и после чернобыльской аварии а) больше таких станций, как Чернобыль, у нас нет, б) на всех станциях ведутся ежегодно большие профилактические работы, направленные на повышение безопасности. Конечно, конечная вероятность существует, но значительно меньше, чем вероятность была на Чернобыльской станции или в те времена, 1986 год, на любой станции. Сейчас вероятность уменьшена аварии минимум в 100 раз. Это, конечно, не значит, что станции стали абсолютно безопасны.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG