Ссылки для упрощенного доступа

Специальный проект Радио Свободы "Демографические проблемы России": "Зачем нужны дети?"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.



Евгения Назарец: Мы продолжаем серию материалов "Демографические проблемы России".


В 2007 году в России родились 1 миллион 140 тысяч детей - это на 12 процентов больше, чем в 2006 году. При этом в структуре рождаемости преобладает рождение первого ребенка, а для того, что сохранить нацию, от одной матери требуется не меньше двух. Чтобы стимулировать рождение этого второго, такого важного в масштабах государства ребенка, в России принимаются некоторые меры. При этом для трети населения страны не хватает педиатров, две тысячи детей ежегодно погибают по воле собственных родителей, в 25 раз возросло за четыре последние года число преступлений сексуального характера против детей. «Зачем нужны дети?» - этим вопросом задается корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: Сегодняшняя тема "Зачем нужны дети?" звучит, может быть, несколько странно. Казалось бы, каждый решает этот вопрос для себя, хотя в зависимости от предложенных обстоятельств. Однако, когда государство начинает проявлять к этому родовому делу интерес, пытаясь стимулировать число граждан, возникает естественное желание понять, что же ожидает этих граждан в недалеком будущем.


Свое желание режиссер неигрового кино Борис Дворкин реализовал в фильме "Беременная Россия", премьера которого состоялась в прошлом месяце.



Борис Дворкин: Говорят, что браки заключаются на небесах, дети дарованы нам Богом. А вот чтобы они не превратились в пушечное мясо или в лагерную пыль - это уже зависит от государства и от того, кто этим государством рулит. И вот, наверное, тема. Потому что так пошло за те годы, что нас постоянно обманывало государство, с одной стороны, кадры 1930-х годов и титр: вот раньше женщины рожали в поле, а теперь государство дает возможность им родить в чистом родильном доме. Идут кадры хроники, где вот эти детки лежат на каталочке. У меня совершенно четко выстроилась тут же ассоциация: эти дети, лежащие рядком на каталке - это снаряды в упаковке.



Тамара Ляленкова: Вот нечто похожее уже происходило. Тогда не хватало конкретно людей, после войн, теперь не хватает людей уже без всяких войн. И вот ровно то же самое.



Борис Дворкин: Тогда прошла революция, Гражданская война, демографическая кривая сильно упала, стали призывать рожать детей, а в результате 1937 год, 1941 год - и опять эта кривая полетела вниз. Тех детей, которых призывали рожать, их или угробили в лагерях, или они погибли на войне. 1960-е годы: "зарница", дети, которые бегали под флагами, с автоматами, все замечательно, а потом Афган. Мальчики, которые в эту "зарницу" играли, они в Афгане полегли. Сейчас нас снова призывают рожать, но мы должны быть уверены, что мы потом нигде не поляжем. Это зависит от страны, от ее политики. В фильме периодически возникает несколько картин. Одна из них, которая возникает, это Сатурн, пожирающий своих детей. Вот иногда наше государство - это тот самый Сатурн, который пожирает своих детей.



Тамара Ляленкова: В ежегодном докладе о положении детей в Российской Федерации говорится о том, что детей на 1 миллион стало меньше. И так уже десятый год. Разумеется, такое положение дел не беспокоить не может. Почему россиянам не нужны дети? На этот вопрос я попросила ответить эксперта Комиссии по вопросам социального развития и демографической политики Общественной палаты, члена экспертного совета, уполномоченного по правам человека в России Светлану Пронину.



Светлана Пронина: Мне кажется, что реально здесь существует как бы два камня преткновения. Один камень, связанный с жилищными условиями. Ну, и еще одна проблема связана с тем, что уровень бедности в России еще достаточно велик.



Тамара Ляленкова: Светлана Ивановна, вы сотрудничаете с органами опеки, скажите, есть какие-то тенденции здесь?



Светлана Пронина: Тенденция есть одна - мы в последнее десятилетие имеем рост огромного числа социальных сирот, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Ежегодно порядка 65 тысяч родителей лишаются родительских прав, а дети помещаются в учреждения. Это очень опасный рост сиротства, всего детей-сирот около 750 тысяч в России, даже больше, чем после Отечественной войны, и мы одна из немногих стран, где дети живут не в семьях, замещающих или так называемых foster-family, а живут вот в этих огромных детских домах-интернатах.



Тамара Ляленкова: Цифра большая, притом что в России лишают родительских прав достаточно редко, в крайних случаях, то есть много проступков серьезных, но, может быть, не выявленных, остаются вне этой цифры.



Светлана Пронина: Да, органы опеки в своем арсенале средств имеют только один способ - изъять ребенка из семьи, поместить его в приют, ограничить в родительских правах на шесть месяцев, а затем автоматически лишить родительских прав. Нет механизмов раннего выявления случаев семейного неблагополучия. Две тысячи детей, которые погибают от рук своих собственных родителей. И мы очень опечалены тем, что приняли закон об опеке и попечительстве, и в этом законе совершенно не прописан механизм создания учреждений профессиональных органов опеки, которые как раз бы и занимались отслеживанием ситуации, сопровождением тех семей, которые взяли детей, нет важных вещей, которые могли бы профессионально усилить органы опеки, отвечающие за жизнь и здоровье детей.



Тамара Ляленкова: Вот и получается, что почти 700 тысяч детей в России не нужны своим родителям. О 200 тысячах сирот заботится исключительно государство, хотя хорошо известно, что большая часть выросших в интернатах ребят заканчивают свою жизнь рано и плохо. К тому же две тысячи детей ежегодно погибают от родительской руки. "Насилие в семье" - тема следующей передачи специального проекта "Демографические проблемы России".


XS
SM
MD
LG