Ссылки для упрощенного доступа

Турция: скажи ветчине «прощай»


Для турецкого правительства страшнее свинки зверя нет
Для турецкого правительства страшнее свинки зверя нет

Турецкие власти и пресса пошли войной на свинину, и это выглядит странно, ведь Турция – светское государство. К тому же современный классический ислам грех употребления запретного мяса считает не таким уж большим.


Последний рубщик свинины в Стамбуле Лазари Костамолу начал свой бизнес полвека назад, его клиентами были и сотрудники посольств, местные армяне, греки, турки. Марка «Костамолу» в Стамбуле пользовалась популярностью. Однако в конце 70-х продажа свинины стала сходить на нет: Стамбул стали массово покидать греки (после того, как Турция и Греция оказались на грани войны из-за конфликта на Кипре и оккупации северной части острова турецкой армией) и армяне. «У свинины на этой земле - длинная история, - замечает Костамолу. - Во времена Османской империи свиное мясо было доступно для немусульман. Один из городов в центральной Турции Денизли когда-то назывался Домузлу («домуз» по-турецки свинья) - там разводили свиней. Свинину продавали даже за границу. Думаю, что те, кто ест это мясо, не совершают преступления. Бог простит, он милосерден. К тому же мы не заставляем мусульман покупать свинину».


У магазинчика в центре города, торгующего мясными деликатесами, нет вывески – чтобы не привлекать внимания. Хотя найти его можно и по запаху, ведь аромат копченой грудинки ни с чем не спутаешь. Ассортимент разнообразный, стоит все дорого - бекон, например, около сорока долларов за килограмм, отбивные тридцать. Тем не менее, в магазине многолюдно. И не только потому, что стамбульцы – большие любители «запретного мяса ислама». Продукты из свинины трудно найти из-за настоящих репрессий против ветчины, бекона и свиных отбивных. «Чтобы добыть несколько фунтов ветчины, приходится делать заказы друзьям в Болгарию и Грецию, - сказал корреспонденту Радио Свобода покупатель, просивший не называть его имя. - Я покупаю мясо для жены, которая любит готовить свинину. Она мусульманка, но любит свиное мясо. Я не считаю это грехом».

Гонения на свинину начались года четыре назад. В одном из центральных ресторанов Измира около сорока человек отравились, угостившись некачественными отбивными. Паника послужила чиновникам из министерства по делам религии предлогом для закрытия промышленного производства свинины. «Свинина отрицательно влияет на гормональный баланс и общее здоровье человека, - заявляют специалисты министерства, - свиньи питаются падалью и отбросами, поэтому в мясе много различных паразитов».

А когда обнаружилось, что в каком-то стамбульском ресторане для приготовления традиционных турецких блюд использовалась свинина, правительство по-настоящему закрутило гайки: были закрыты 23 свиные фермы, уничтожены сотни свиней, отозваны лицензии на забой животных, ужесточены правила разведения животных.

Чтобы вернуть лицензию, фермеры часами простаивали в очередях. Муниципалитеты выдавали разрешения, но их блокировало министерство сельского хозяйства. Получался замкнутый круг. Представители министерства просто отказывались говорить о фермах и скотобойнях, при этом чиновники уверяли, что не собираются закрывать свинофермы, а лишь борются за соблюдение санитарно-гигиенических норм. По мнению фермеров, у нынешнего исламистского правительства созрел тайный план - задушить производство свинины. «После усиленной «чистки» осталась горстка ферм, - сказал Радио Свобода журналист Мустафа Икъёл. - В войну против свиного мяса ввязалось управление по делам религии. Его деятели давали интервью каждой газете, где напоминали, что запреты ислама в этом вопросе за много веков нисколько не изменились: употребление свинины остается страшным грехом!»


XS
SM
MD
LG