Ссылки для упрощенного доступа

Серия аналитических материалов "Демографические проблемы России". Гендерная дискриминация


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Татьяна Ляленкова.



Марк Крутов: В рамках программы Свобода в полдень мы представляем вам серию аналитических материалов "Демографические проблемы России".


Минимальный размер оплаты труда в 14 субъектах РФ превысил прожиточный минимум. При этом средний размер выплачиваемых детям алиментов - менее тысячи шестисот рублей в месяц, а официальный прожиточный минимум ребенка в России по данным за прошлый год - 3 700 рублей. Эти данные имеют прямое отношение примерно к трети всего детского населения. Совет Федерации одобрил пакет из пяти законов, предусматривающих повышение зарплат некоторых категорий работников бюджетной сферы. Но ни представители профсоюзов, ни парламентарии не обратили внимания на то, что при принятии подобных решений в стране сохраняется гендерная дискриминация - в России женщины получают около 60 процентов от заработной платы мужчин.


О том, как разница в женской и мужской зарплате влияет на демографическую ситуацию в России, - корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: Похоже, что в России о дискриминации в сфере труда речь шла разве что в первые годы советской власти. Однако в связи с возникшим интересом к демографическим проблемам стали проводиться и современные исследования, которые показали: гендерная дискриминация в сфере труда в России есть, и одно из самых важных и очевидных ее проявлений - разрыв в оплате труда. Женщина получает 61-63% от зарплаты мужчин. Правда, некоторые либеральные экономисты утверждают, что никакой гендерной дискриминации нет, просто каждый получает соответственно своему труду, и большая часть мужчин занята на производстве, где заработная плата действительно выше, но и риски достаточно велики. Недаром российские мужчины в шесть раз чаще, чем женщины, гибнут на производстве.


Прокомментировать эту ситуацию я попросила заведующего кафедрой экономики труда и народонаселения Государственного университета Высшей школы экономики Сергея Рощина.



Сергей Рощин: Если мы говорим про индустриальный сектор, то там много физического труда, и у нас четверть всех занятых занято в промышленности, а еще есть и строительство, и транспорт, и это в гораздо большей степени мужская занятость, поэтому эти риски по-прежнему чрезвычайно актуальны.



Тамара Ляленкова: Как вы относитесь к желанию женщин заниматься именно мужским трудом, то есть снять те запреты на тяжелый мужской труд, которые сейчас существуют для женщин?



Сергей Рощин: На мой взгляд, ограничения по занятости женщин на каких-либо рабочих местах с точки зрения нагрузок, рисков и всего остального - это в каком-то смысле уже прошлый век. А с другой стороны, это элементы ханжества. Мы говорим, что женщинам на этих рабочих местах трудиться нельзя, потому что они вредны для здоровья, а мужчинам можно. С этой точки зрения, правильнее говорить не о том, что нужно устанавливать для женщин запреты, а надо выводить плохие рабочие места с плохими условиями труда вообще из экономики, и в первую очередь контролировать это, а не устраивать ситуацию, когда женщин мы туда не допускаем, а они все равно будут стремиться, потому что эти рабочие места связаны с относительно большей заработной платой. Конечно, уровень заработной платы, который складывается по отраслям, это уровень, который складывается в рамках функционирования экономики в целом. Но, естественно, женщины больше заняты в бюджетных секторах экономики, они там больше представлены. Здесь важно еще, что у нас бюджетный сектор связан с финансированием из разных уровней управления, и, как правило, силовая часть бюджетного сектора у нас связана с федеральным уровнем, а как раз то, что мы называем обычно социальной сферой, в большей степени связано с региональным уровнем и, соответственно, с возможностями региональных бюджетов.



Тамара Ляленкова: Получается, что от гендерной дискриминации, во всяком случае, в бюджетном секторе избавиться можно. Скажем, перевести финансирование так называемой "социалки" с регионального уровня на федеральный, а силовых структур - наоборот. Если женщины будут получать столько же, сколько мужчины, они наверняка почувствуют себя значительно увереннее и нарожают больше детей. Все зависит от приоритетов. Пока типичный российский безработный - разведенная 40-летняя женщина с высшим образованием и несовершеннолетним ребенком на руках. Другое дело - гендерная сегрегация в масштабе всего экономического комплекса страны. Как можно урегулировать эту проблему правовым образом, я попросила рассказать юриста Центра социально-трудовых прав Анну Гвоздицких.



Анна Гвоздицких: Я, как юрист, хотела бы остановиться кратко на наших международных обязательствах. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда о равном вознаграждении трудящихся мужчин и женщин за труд равной ценности. Когда мы говорим о мужских и женских профессиях, мужском и женском труде, мы должны подходить с точки зрения ценности труда и определять ценность для общества по затратам, по психологическим, по умственным и так далее с тем, чтобы заработная плата была более справедлива, и с тем, чтобы мы ушли от каких-то гендерных предрассудков.



Тамара Ляленкова: К вам, как к юристу, приходят женщины и мужчины с какими проблемами?



Анна Гвоздицких: Если про мужчин, несколько раз приходилось разочаровывать отцов в том плане, что они не могут взять отпуск по уходу за новорожденным ребенком. Это связано с тем, что матери - домохозяйки. А если посмотреть на вопросы женщин, ну, их, как правило, всегда интересуют вопросы с пособиями.



Тамара Ляленкова: Как правило, эти вопросы связаны с рождением детей.



Анна Гвоздицких: Да, очень много вопросов. Это очень большая проблема. Наша организация провела исследование социологическое по дискриминации. И вот по результатам получилось, что вторая по распространенности дискриминационная причина увольнения - это беременность и наличие детей. Мы говорим о фактической причине. В трудовой книжке может появиться совершенно любая запись, но вопросы беременных женщин - это просто какая-то катастрофа.



Тамара Ляленкова: Такова реальность - с рождением ребенка женщина ставится априори в проигрышное положение. Ее домашний труд, который, как известно, не оплачивается, мешает труду оплачиваемому. А учитывая, что женщина в любом случае, чтобы составить конкуренцию мужчине, должна обладать большими, чем он, конкурентными способностями, перспектива иметь хорошую работу и приличный заработок с рождением ребенка сводится на нет. В этом смысле женское время имеет реальную ценность, и это одна из самых важных на сегодняшний день причин низкой рождаемости.


XS
SM
MD
LG