Ссылки для упрощенного доступа

40 лет студенческим беспорядкам во Франции


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Дмитрий Морозов: Франция отмечает в эти майские дни 40-летие одного из самых значимых для нее событий истории XX века - молодежного бунта 1968 года.



Наталья Руткевич: Колыбелью бунта 1968 года стал университет города Нантерр, под Парижем, где волнения начались еще в марте. К началу мая студенты Нантерра перешли к решительным действиям и заняли здание Сорбонны. А после столкновений между студентами и полицией в Латинском квартале 6 мая 68-го баррикады стали строиться по всей стране. Молодежное движение протеста быстро набрало силы и стало из столичного общенациональным. Чего требовали студенты?


Как утверждают участники событий, это был общий протест против системы, казавшейся студентам косной, архаичной и несправедливой. Под знаменами бунтарей оказались и маоисты, и троцкисты, и анархисты, и просто молодые французы, жаждавшие перемен. Одним из наиболее популярных их лозунгов был: «Пролетарии всех стран, развлекайтесь!»


Рассказывает Даниэль Кон-Бендит, один из лидеров студенческого движения, бывший тогда студентом Сорбонны.



Даниэль Кон-Бендит: Молодежный бунт 68-го года, который охватил не только Францию, но и многие другие страны мира, был бунтом послевоенного поколения против создателей послевоенной системы, то есть против тех, кто пережил войну. Молодежь конца шестидесятых - в Париже, Варшаве или Нью-Йорке - заявила своим родителям: «Мир, который вы построили, нам не подходит».



Наталья Руткевич: Майский бунт был не только бунтом молодежи: к середине мая к студентам присоединились профсоюзы, объявившие бессрочную забастовку. Рабочие выдвигали вполне конкретные политические и социальные требования.


Генерал де Голль, бывший тогда президентом Франции, долгое время не желал обращать внимания на митингующих. Однако, в конце концов, он был вынужден провести серьезную реорганизацию правительства. А уже в апреле 1969 года, не получив поддержки со стороны населения в ходе референдума, де Голль подал в отставку. Сегодня, через 40 лет после майского бунта, н а площади Сорбонны развернута выставка фотографий майских событий Марка Рибо, а в витринах книжных магазинов Латинского квартала выставлены многочисленные книги о мае 68-го. Среди которых работа участника событий, философа Андре Глюксмана: «Май-68, разъясненный для Николя Саркози» .


Как и Шарль де Голль, нынешний французский президент о бунтарях 60-х и о тех, кто пытается их копировать сегодня, высказывается с большим пренебрежением. Но есть ли что-то общее между молодежью тех лет и молодежью нынешней? И возможно ли повторение мая 68-го?



Даниэль Кон-Бендит: Эти поколения мало схожи. В мае 68-го мы не знали, что такое безработица, глобализация, экологическая катастрофа, СПИД. Мы жили в другом мире. Сегодняшняя молодежь сталкивается с более суровыми реалиями, которые очень сложно изменить. Но это не значит, что 40 лет спустя молодые люди не способны выйти на баррикады. Существует, например, антиглобалистское движение, чьи идеи я не вполне разделяю, но которое может стать планетарным движением протеста. Нынешняя молодежь вполне в состоянии повторить то, что мы сделали 40 лет назад.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG