Ссылки для упрощенного доступа

Второго не дано. У сербских демократов есть лишь один шанс


Воислав Коштуница, по сути, становится главным действующим лицом нынешних выборов
Воислав Коштуница, по сути, становится главным действующим лицом нынешних выборов

В преддверии внеочередных парламентских выборов в Сербии о глубоком политическом расколе в стране беседуем с известным белградским политологом и журналистом, главным редактором интернет-ресурса «Е-Новине» Срджаном Кусовцем.


- В последние годы накануне каждых выборов кажется, что победит Радикальная партия. Опросы общественного мнения всегда дают радикалам один-два процента преимущества перед партиями демократического блока. В первом туре выборов Радикальная партия побеждает, а ко второму демократические партии мобилизуют свой электорат, и радикалы вечно остаются вторыми. Отличие этих выборов в том, что никакого второго тура не будет, и у демократов не останется второго шанса.


Прежде демократам никогда не удавалось полностью использовать свой электоральный ресурс. Избиратель националистов куда более дисциплинирован, радикалы уровень своей поддержки и без выборов могут подсчитать до последнего человека. Поэтому главная задача демократических партий - гальванизировать абстинентов, чтобы эти люди, которые пассивно разделяют демократические убеждения, пошли и проголосовали. Однако может произойти так, что правительство большинства по итогам выборов сформируют Радикальная партия, социалисты Слободана Милошевича, если они преодолеют пятипроцентный барьер, и партия Воислава Коштуницы.


- Получается, Воислав Коштуница - главное действующее лицо этих выборов?


- Да, отчасти. С другой стороны, у Коштуницы должно хватить политической мудрости, чтобы понять: если он вступит в союз с радикалами, на следующее утро после выборов они съедят его на завтрак. Именно поэтому, сколь бы велики ни были разногласия нынешнего премьер-министра с Демократической партией президента Тадича, переговоры об их коалиции никогда не прекращались. На сей раз многое будет зависеть от результатов, которые покажет партия социалистов.


- У радикалов и сторонников идей покойного Милошевича хватит возможностей для формирования правительства большинства без поддержки Коштуницы?


- Ну, это уж совсем катастрофический сценарий. Главная опасность - это если на выборах провалится партия Коштуницы, и он, чтобы обеспечить себе политическое выживание, все-таки согласится на союз с радикалами.


- Почему Сербия до такой степени политически расколота?


- Если коротко и концептуально отвечать на этот вопрос, то главная причина в том, что, в отличие от других стран переходного периода, в Сербии так и не произошло политической трансформации, подобной чешской, венгерской или польской. Я имею в виду не только и не столько партийную структуру, сколько состояние общества, например, роль и влияние тайной полиции и всяких секретных служб. Многие общественные и политические структуры не реформированы со времен социализма. Это соответствует интересам части населения.


С другой стороны, даже у правительства Коштуницы есть определенные успехи, однако темп движения Сербии уступает развитию других стран региона. Соседи уходят вперед. Поэтому изменилась и политическая платформа радикалов - они уже не столько националисты, сколько национал-социалисты, которые откровенно спекулируют на популизме. Легко паразитировать на лозунге: «Запад отнял у Сербии Косово» и получать поддержку люмпен-пролетариата.


Сербское общество - традиционное, относительно плохо образованное. У людей нет денег на путешествия, они плохо информированы и слабо ориентируются в том, что происходит вокруг них. Поэтому голосуют за радикалов.


- В какой степени на этих выборах важен вопрос Косова?


- Уже не первый год сербы живут с ощущением, что Косово потеряно. Спросите у любого прохожего на улице, и он вам скажет: ну да, вот мы в школе учили, миф о Косово, то-се... А реальная ситуация такова: в Косове - огромное албанское большинство и войска НАТО. Когда Коштуница пришел к власти, он поставил косовский вопрос во главу своей политики, ввязался в соревнование, которое сербы не могли выиграть. Но из каждого угла звенело: Косово, Косово, Косово... И вот Косово провозгласило независимость. Разумные люди понимают, что этот процесс необратим. Однако большинство не любит плохих новостей, и вместо того, чтобы присмотреться к реальности, предпочитает жить мифами и сваливать ответственность как раз на тех людей, которые говорят: проснитесь, Косово уже признано и Америкой, и Евросоюзом.


Но верно и другое: никто в мире, ни США, ни Европа не предложили Сербии достойной компенсации за Косово. Да если бы спросили: либо Косово остается сербским, либо у вас зарплата будет в тысячу евро, большинство выбрали бы деньги, уверяю вас. Но никто ведь не предложил.



XS
SM
MD
LG