Ссылки для упрощенного доступа

Анна Сафронова считает конфликт вокруг местного литературного журнала «Волга XXI век» политическим


Саратов
Саратов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.

Андрей Шарый : В Саратове возник конфликт вокруг местного литературного журнала «Волга XXI век», который далеко вышел за рамки о том, кто из писателей, критиков или издателей лучше. О том, что происходит с журналом, расскажет мой коллега Кирилл Кобрин.

Кирилл Кобрин : Об истории журнала - как бы он ни назывался - в последние двадцать лет и о том, что, по мнению его нынешней редакции, лежит в основе нынешнего конфликта, я побеседовал с уволенным главным редактором «Волги XXI век», литературным критиком Анной Сафроновой. Анна работала в журнале в девяностые годы при тогдашнем главном редакторе, писателе Сергее Боровикове.

Россия - страна централизованная не только в политическом, экономическом отношении, но и в культурном. Традиционно журналы в провинции, литературные журналы, выживали с трудом, если вообще выживали, если не брать в расчет советские времена, когда специально существовали региональные литературные журналы, которые поддерживались, соответственно, из бюджета. Вопрос о подписчиках и читателях особенно остро не стоял. "Волга" была среди этих журналов в советское время. Но затем в перестройку и в первые постсоветские годы она сделала рывок вперед и самостоятельно вошла, что называется, в высшую лигу. Трудно это было?

Анна Сафронова: Да, это было очень трудно. Это было трудно материально. Потенциал интеллектуальный у нас был. Это сомнений не вызывало, но материально это был просто кошмар. И наш главный редактор Сергей Боровиков просто совершал подвиги. Деньги мы зарабатывали, но самыми немыслимыми способами. Например, мы пробовали заниматься книготорговлей, книгоизданием. Зарплата у нас была не только маленькая, но еще и крайне нерегулярная. Но, несмотря на это, авторы нас любили.

Кирилл Кобрин: Давайте поговорим об авторах. Кто составил костяк "Волги" конца 80-х и 90-х годов? Какие авторы местные и приглашенные?

Анна Сафронова: Была волна авторов, которые как-то жили в самиздатовской литературе. Я, прежде всего, говорю об Ольге Сидаковой, о ее первой публикации памяти погибшего поколения, которая была посвящена Губанову. Я говорю о питерской поэзии.

Кирилл Кобрин: Таким образом, в журнале был некоторых баланс ораторских авторов, среди них были известные или становящиеся тогда известными. Достаточно вспомнить Лаповского или Романа Арбитмана и авторов, которые пришли из самиздата или еще откуда-то из других городов, даже из столичных.

Анна Сафронова: У нас не было пристрастий ни по географическому принципу, ни по принципу запрещенности или не запрещенности. Мы просто как-то вырабатывали свое отношение к тексту, который к нам поступил.

Кирилл Кобрин: Давайте теперь перейдем к началу нынешнего десятилетия, к началу XXI века - "Волга XXI век". Та "Волга", которая была, которая в 90-е годы стала заметным событием в литературе, просто фактически сама собой исчезла, или что-то произошло? Почему та "Волга" перестала существовать?

Анна Сафронова: Сказать, что она исчезла сама собой, это было бы не точно. Мы, действительно, разошлись сами и закрыли журнал. Но мы делали большую работу. Сергей Григорьевич Боровиков и другие люди обращались к потенциальным спонсорам, к властям с просьбой о материальной помощи. В нашу поддержку писались письма, но, к сожалению, все это никакого действия не имело. И положение наше становилось все хуже и хуже. У каждого из нас было множество функций. Например, я занимаюсь непосредственно редактурой, стояла за станком под названием "листоподборка". Есть такой. У нас была своя мини-типография. Алексей Голицын не только вел отдел поэзии, но еще и сам вручную печатал журнал на печатном станке и сам же его склеивал. У каждого из нас был черный халат, рабочий халат, который висел на гвоздике. И когда наступало время работы, мы эти халаты надевали и приступали к обычному пролетарскому труду.

Кирилл Кобрин: Потом была пауза, и появляется журнал под названием "Волга" в Саратове, но совершенно другой. Что это был за журнал?

Анна Сафронова: Министерство печати и информации Саратовской области и Саратовское отделение Союза писателей России после нашего закрытия (проходит год-два что ли) учреждают журнал "Волга XXI век". Назвать его "Волгой" они не покусились. И всему городу эти люди объявляют, что они возрождают журнал, погибший в 2000 году, что они будут поддерживать его традиции. Но очень быстро становится совершенно очевидно, что это не тот журнал, а журнал прямо противоположный.

Кирилл Кобрин: Противоположный, в чем противоположный?

Анна Сафронова: Во-первых, этот журнал идеологический. Главные его цели - поддерживать социальную политику, то есть критерий художественности, который был для нас всегда главным, для этих людей не существовал вообще. Там все были исключительно правильные тексты - про нравственность, про народность.

Кирилл Кобрин: Журнал пользовался поддержкой областной администрации?

Анна Сафронова: Он финансировался из федерального бюджета.

Кирилл Кобрин: И именно эти люди, которые издавали сначала этот журнал, сейчас пытаются как бы захватить нынешнюю "Волгу XXI век"?

Анна Сафронова: Вчера огласили нам список так называемой редакционной коллегии журнала "Волга", который будет выбирать главного редактора, который проводит конкурс на замещение должности главного редактора. Да, в общем-то, туда входят те люди, которые были в "Волге". Там несколько человек из министерства.

Кирилл Кобрин: И никто из нынешнего редакционного совета не вошел туда?

Анна Сафронова: Никто из нынешнего редакционного совета туда не вошел.

Кирилл Кобрин: Вот этот конфликт эстетический, по вашему мнению, идеологический, может быть, мировоззренческий?

Анна Сафронова: Нет, что вы! Это политический конфликт.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG