Ссылки для упрощенного доступа

В России откроют Центры наследия Ельцина и Путина


Наследие двух последних президентов обойдется российской казне в 2,5 миллиарда рублей
Наследие двух последних президентов обойдется российской казне в 2,5 миллиарда рублей

В России появятся Центры исторического наследия президентов, прекративших исполнение своих полномочий. Соответствующий закон в среду подписал Дмитрий Медведев. Основное финансирование Центров будет осуществляться за счет Федерального бюджета, а место председателя попечительского совета центра будет отдаваться главе государства, сложившему свои полномочия.


Считается, что идея создания в России Центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, принадлежит председателю «Справедливой России» Сергею Миронову. Во всяком случае, именно он в компании еще пятерых депутатов одноименной парламентской фракции внес соответствующий законопроект в Государственную Думу в конце декабря прошлого года. Большой дискуссии вокруг этого законопроекта не было, и депутаты приняли его довольно быстро и без внесения в текст принципиальных изменений. 14 мая президент этот закон подписал, вступить в силу он должен со дня официального опубликования.


В ближайшее время в России появятся сразу два Центра исторического наследия президентов - Ельцина и Путина. Создание каждого из них обойдется казне в 1 миллиард 225 миллионов рублей, а последующее ежегодное финансирование составит десятую часть названной суммы. Говорит исполнительный директор Фонда Ельцина Александр Дроздов:


«На мой взгляд, это исключительно важно и очень своевременно с точки зрения создания, развития и поддержания исторического сознания. Это имеет прямое отношение и к формированию надежной классической политической традиции, и не в смысле прямой преемственности, а поддержания преемственности отношения к институту президентской власти. Это исключительно важно, так же важно, как отношение к флагу, например».


Законодатели обошли вниманием вопрос сохранения наследия первого и единственного президента Советского Союза Михаила Горбачева. Впрочем, Горбачев-Фонд успешно работает в России на протяжении последних 16 лет, однако государство в его финансировании участия не принимает, рассказал исполнительный директор круглого стола экспертизы Фонда Горбачева, профессор Виктор Кувалдин:


«Прежде всего, Россия себя официально объявила правопреемницей Советского Союза, и если она правопреемница, то ей от этой части наследия отказываться не надо. Тем более есть Фонд Горбачева, который был создан и работает с конца февраля 1992 года. Несправедливо, что за рамками закона осталось наследие единственного президента Советского Союза. И мне не кажется обоснованным подход, при котором сам фонд практически исключительно существует на заработки Михаила Сергеевича. Это тот случай, когда российское государство может и должно взять на себя заботу о его политическом наследии».


Структуры, подобные создаваемым в России центрам исторического наследия президентов, успешно работают в других странах, например, в США. В Америке существуют президентские библиотеки, которые входят в систему Национального архива. Вся система создана относительно недавно, ей чуть более 70 лет. До 1934 года президенты, ушедшие со своего поста, распоряжались своими архивами по собственному усмотрению: одни дарили документы любимому университету, другие сдавали их в музей своего штата, третьи уничтожали, четвертые просто теряли. После того как в 1934 году при президенте Франклине Делано Рузвельте был создан Национальный архив, его сотрудники начали собирать старые документы, каталогизировать их для хранения в здании Национального архива в Вашингтоне.


«Первая президентская библиотека была создана президентом Рузвельтом в 1939 году, - рассказал американский историк Роберт Далек: Вплоть до 1978 года президентские документы считались личной собственностью самого президента. Но после Уотергейтского скандала, который заставил президента Никсона уйти в отставку, Конгресс стал работать над новым законом, который был принят уже во время правления президента Картера и вступил в силу с 1980 года, то есть уже при президенте Рейгане. По этому закону президентские записи и документы принадлежат государству. Библиотеки-музеи Рейгана, Буша-старшего, Клинтона были построены на частные пожертвования, а потом переданы под контроль правительства. Содержание президентской библиотеки оплачивается государством. Но не все документы становятся общедоступными сразу, обычно проходит 30-40 лет, прежде чем доступ к документам становится более или менее свободным. Ограничивается допуск к документам, связанным с государственной безопасностью, к личной переписке президента. Это частная информация, разглашать которую закон не разрешает».


Именно на американский опыт ссылались в своей пояснительной записке авторы закона «О центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Эксперт Карнеги-Центра Мария Липман считает появление подобного закона знаковым событием:


«Мне кажется, это любопытно. Притом, что по существу организации власти и политической системы российское правительство указывает, что мы не будем прислушиваться к советам Запада, мы идем своим путем, мы при этом с удовольствием копируем такие внешние, фасадные проявления и формальные признаки западного политического устройства. И копируем мы их, как мне кажется, как знак такой респектабельности и принадлежности к западному миру, именно с точки зрения внешних атрибутов. Мне кажется, что это пояснение, например, в США, как такое оправдание возникновения подобного рода центров, при том, сколько было сказано по поводу того, что мы ни в коем случае не должны допускать, чтобы нас сравнивали с Западом, как-то оценивали нашу систему по западному образцу».


В соответствии с новым законом, президентские центры будут создаваться без ограничений по срокам действия, а местом расположения каждого из них должна стать родина главы государства, ушедшего в отставку.


XS
SM
MD
LG