Ссылки для упрощенного доступа

В Лондоне выйдет в свет книга британского историка Хелены Раппапорт "Екатеринбург. Последние дни Романовых"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Евгения Назарец: 18 мая этого года последнему российскому царю Николаю II исполнилось бы 140 лет. В этом году отмечается еще одна дата, связанная с трагической судьбой последнего российского монарха: 90 лет со дня убийства большевиками в Екатеринбурге царской семьи. Накануне этой даты в Лондоне выйдет в свет подготовленная к печати книга британского историка Хелены Раппапорт «Екатеринбург. Последние дни Романовых».



Наталья Голицына: В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома отставного армейского инженера Ипатьева группой чекистов под руководством Якова Юровского были зверски убиты бывший император России Николай II , его супруга Александра Федоровна, их сын, четверо дочерей, их семейный врач и двое слуг. Европейская история Нового времени знает еще два случая государственного убийства монархов: казнь Карла I , короля Англии, в 1649 году и Людовика XVI , короля Франции, в 1793-м. Карла I судил специально созданный для этой цели Высокий суд, ему были предъявлены формальные обвинения и дана возможность защищаться. Суд был открытым, и во время следствия публиковались документы. Казнь была публичной.


Людовика судил Конвент. Смертный приговор ему был вынесен большинством голосов после бурных и длительных дебатов, в которых участвовал адвокат подсудимого. Протоколы суда были опубликованы. Николаю II не было предъявлено никаких обвинений. Суда над ним не было. Приговорившее его к смерти советское правительство не опубликовало по этому поводу ни одного документа.


Английский историк Хелен Раппапорт главное внимание в своей книге уделяет последним тринадцати дням жизни царской семьи. Работая в британских и российских архивах, встречаясь с историками разных стран, ей удалось обнаружить новые, ранее не публиковавшиеся свидетельства последних дней российского императора. До конца своих дней Николай и его семья надеялись, что британский король Георг V , их близкий родственник, предоставит им убежище в Англии. В интервью Радио Свобода Хелен Раппапорт объясняет, почему этого не произошло.



Хелен Раппапорт: В то время ситуация в Британии была необычайно сложной; она еще больше осложнялась тем фактом, что страна находилась в состоянии войны с Германией. Проблема состояла в том, что царица была немкой, и это стало главным препятствием. Во время войны у британской королевской семьи возникли собственные проблемы в связи с ее германским происхождением. Еще в 1917 году ему пришлось изменить родовую фамилию британской королевской семьи с немецкой Сакс-Кобург на Виндзор. На короля оказывалось сильнейшее давление с тем, чтобы он не предоставлял во время войны убежище царице-немке. В Британия в то время ощущалась политическая нестабильность. Британское правительство осознавало смысл большевистской революции, но со стороны левых сил существовала мощная поддержка большевиков. Правительство посчитало, что приезд царя и его семьи может вызвать массовые уличные беспорядки и протесты. Однако король был серьезно травмирован этим решением, а когда до него дошло известие, что Романовы были убиты, он был неутешен. Он умер с осознанием своей огромной вины за это.



Наталья Голицына: Существует мнение, что Ленин и центральное правительство в Москве якобы не отдавало приказа о расстреле царской семьи и что это была местная инициатива.



Хелен Раппапорт: Лично я ни секунды не сомневаюсь, что Ленин не стоял в стороне от этого убийства. Из тех изысканий, которые я провела, со всей очевидностью явствует, что военный комиссар Уральского округа большевик Филипп Голощекин в конце июня 1918 года ездил в Москву советоваться с Лениным и Свердловым о судьбы царя и его семьи. Он вернулся обратно с абсолютно четкими инструкциям, что если ситуация в Екатеринбурге будет ухудшаться и возникнет риск, что город будет взят белыми, он обязан уничтожить царскую семью. Ни минуты не сомневаюсь, что Ленин приложил к этому руку, но, конечно, большевики были достаточно прозорливы, чтобы уничтожить все документальные доказательства того, что этот приказ исходил от Ленина.



Наталья Голицына: Вы изучили горы материалов о последнем русском царе. Как вы оценивает его личность и личность его супруги?



Хелен Раппапорт: Должна сказать, что царь, что бы о нем ни говорили, не собирался и не хотел быть монархом, русским самодержцем. Все чего он хотел, - это оставаться частным лицом, главой семьи, жить на природе, охотиться, рыбачить. При всех этих качествах он был абсолютно некомпетентным монархом. Тем не менее, изучая его крестный путь, я была покорена его достоинством, его искренним смирением. Что касается царицы, то это совершенно другой человек. Александра была невероятно невротична. Явно больная женщина; вся ее жизнь проходила в тревогах о собственной персоне и больном гемофилией сыне Алексее, который мог в любой момент умереть. Читая, к примеру, ее письмо Николаю, который в 1916 году отправился в ставку армии, постоянно наталкиваешься на ее категорические требования сделать то или это, сместить этого министра, назначить другого. Я считаю ее частично ответственной за антимонархические выпады в прессе и падение популярности царской семьи. Русские ее очень не любили.



Наталья Голицына: Говорила автор выходящей в Лондоне книги «Екатеринбург. Последние дни Романовых» Хелен Раппапорт.


XS
SM
MD
LG