Ссылки для упрощенного доступа

Российская премия Шираку удивила французов


Ширак стал вторым после Шредера отставным европейским лидером, кого коснулась благосклонная рука Москвы
Ширак стал вторым после Шредера отставным европейским лидером, кого коснулась благосклонная рука Москвы

Во Франции с некоторым удивлением отреагировали на присуждение бывшему президенту страны Жаку Шираку государственной премии России. Бывший глава французского государства удостоен чести и 5 миллионов рублей (это чуть больше 200 тысяч долларов) за вклад в гуманитарное и культурное сотрудничество двух стран, а также за любовь к русской культуре и за то, что в юности переводил «Евгений Онегина».


Французские наблюдатели не припоминают за Шираком особого усердия в продвижении русской культуры во Франции. Никто не слышал, чтобы Ширак публично говорил по-русски. Перевода пушкинского романа в стихах, пусть и неоконченного, тоже никто не видел. Парижский обозреватель Радио Свобода Семен Мирский считает, что эта история вписывается в кампанию лоббирования и попыток приобретения при помощи российского государственного капитала центров влияния за рубежом:


- Французские средства массовой информации и общественность «приняли к сведению» информацию о присуждении Шираку государственной премии России довольно равнодушно. Сообщение о награждении Ширака было обнародовано в Москве в считанные недели после официального уведомления о начале следствия, связанного с крупными денежными махинациями, в которых подозревается Жак Ширак в бытность свою мэром города Парижа. Речь идет, напомню, о периоде с 1977 по 1995 год. В 1995-м Ширак стал президентом Франции. Допрос Ширака следователем парижской прокуратуры 30 апреля - первый случай в истории Пятой республики. И на этом фоне государственная премия России - факт странный, можно даже сказать, курьез.


- Что говорят об обосновании решения присудить Шираку эту премию? Действительно ли французско-российские связи при Шираке так уж цвели пышным цветом?


- Что касается обоснования присуждения этой награды директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, то и оно вызывает чувство неловкости. Не так много государственных деятелей, знающих русский язык. Я, кстати, могу поделиться собственными воспоминаниями. Дело было в 1991 году. В парижской студии Радио Свобода была доброй памяти Галина Старовойтова, занимавшая в то время пост государственного советника по вопросам межнациональных отношений. По окончании интервью Галина Васильевна пригласила меня с собой на прием к мэру Парижа Жаку Шираку. Он принял Галину Васильевну в мэрии Парижа, сказал по-русски "здравствуйте", и дальше этого "здравствуйте" дело не пошло. Ширак сказал Галине Старовойтовой, но уже через переводчика, что, да, в юности он занимался русским языком, читал Пушкина, и начал было даже переводить «Евгения Онегина». Но, к сожалению, язык забыл, теперь кое-что еще понимает, но говорить совсем разучился. Теоретически возможно, что Ширак использовал прошедшее с тех пор время для основательного изучения русского языка, но с 1995 по 2007 год Ширак был президентом Франции, и у него были другие заботы.


- Какова французская политическая этика? Ясно, что политики одних стран время от времени награждают политиков и общественных деятелей других стран. Есть орден Почетного легиона, который во Франции присуждается не только французам, но и иностранцам, в том числе российским гражданам. Насколько мне известно, это награда без какого существенного денежного содержания, скорее, честь. В данном случае речь идет о крупной денежной премии - 200 тысяч долларов. Ширак - частное лицо, конечно, сейчас, но тем не менее.


- Здесь замечается четкое отсутствие симметрии. Франция традиционно считает, что она вправе награждать достойных ее высших наград граждан иностранных государств, но довольно косо смотрит на факт награждения ее видных государственных и других деятелей премиями и орденами других государств. Тому можно привести много примеров, когда иностранные державы награждали французских граждан, и Франция это воспринимала отрицательно. Самая почетная, самая высокая награда Франции - Орден Почетного легиона - премия совершенно не денежная. Ее денежное выражение равняется что-то порядка 60 евро. Наличествует, подразумевает очень важный этический принцип: награда - есть честь. Честь не нуждается в денежной поддержке. Тем более что награждают, как правило, людей, которые и без того обеспечены, как минимум не голодают. Так что, когда я говорил о чувстве неловкости, которую вызывает присуждение Шираку госпремии России, фактор суммы в 200 тысяч долларов проливает тем более негативный свет на этот факт.


- Новым министром культуры России стал бывший посол РФ в Париже Александр Авдеев. Не усматривает ли кто-то из французских обозревателей какой-то связи между этим назначением и присуждением премии экс-президенту?


- В бытность Авдеева послом России во Франции он, разумеется, не раз и не два имел встречи с Шираком-президентом. Если же говорить о лоббировании, то есть известный прецедент Герхарда Шредера, который через очень короткое время после того как покинул пост канцлера Германии, пошел на службу в российское предприятие. Случай награждения Ширака государственной премией России, увы, вписывается в эту кампанию лоббирования и попыток приобретения при помощи российского государственного капитала центров влияния за рубежом.


XS
SM
MD
LG