Ссылки для упрощенного доступа

В России появилась новая правозащитная организация – Общественный правозащитный центр


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Марк Крутов: В России появилась новая правозащитная организация – Общественный правозащитный центр. Его создатели обещают оказывать всем желающим бесплатную юридическую помощь. Проект поддержали общественная организация «Народный собор» - та самая, которая добивается уголовного преследования директора центра имени Сахарова Юрия Самодурова, - и ветераны госбезопасности.



Любовь Чижова: Создатели Общественного правозащитного центра России ждут обращений граждан, пострадавших от произвола чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Адвокаты готовы бесплатно консультировать людей и оказывать им юридическую помощь. Руководитель центра – молодой воронежский адвокат Евгений Архипов – поясняет, что новая организация будет существовать на спонсорские средства российских адвокатов, а одной из главных его задач будет воплощение в жизнь призыва нового президента Дмитрия Медведева бороться с коррупцией.



Евгений Архипов: Как вы все помните, в своей инаугурационной речи президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил о приоритетности политики в защите прав и свобод человека. А также он подчеркнул, что необходимо бороться с коррупцией, совершенствовать работу правоохранительных органов и судебной системы. Также он отметил, что необходимо преодолевать правовой нигилизм в обществе. Хотелось бы здесь отметить, что, понимая значимость адвокатов, адвокатуры в решении этих проблем, нами была предложена инициатива по созданию Общественного правозащитного центра России, который является практической поддержкой, реальным вкладом как в президентскую программу, так и в развитие гражданского общества в России. Отмечаем, что любой адвокат, как никто другой, знает обо всех нарушениях, допускаемых во всех сферах нашей жизни.



Любовь Чижова: Новый правозащитный центр поддерживает организация «Народный собор» - на пресс-конференцию, посвященную началу работы центра, пришли сразу несколько активистов «Собора». Владимир Хомяков - один из инициаторов уголовного преследования директора сахаровского центра Юрия Самодурова, организовавшего выставку «Запретное искусство», - рассказывает, почему его не устраивают уже существующие правозащитные организации.



Владимир Хомяков: В стране существуют правозащитные структуры, однако функциональны ли они? Мы видим именно такую правозащиту у нас, которая в значительной степени политизирована, которая объединяет людей вполне конкретных идеологических пристрастий, как правило, ориентированных на либеральные ценности, ориентированных на Запад. К сожалению, сложилось это самое политизированное сообщество профессиональных правозащитников, защищающих не те права, которые стоит защищать, и делающих акцент совершенно не на этих вещах. Сейчас идет такое у нас громкое дело, инициированное нами, по привлечению к ответственности главы Сахаровского центра Самодурова, на защиту которого дружно встала очень интересная компания такая, специфическая: либералы, сексуальные меньшинства и «Кавказ-Центр», то есть чеченские ваххабиты.



Любовь Чижова: Призыв Дмитрия Медведева уничтожать коррупцию пришелся по душе практически каждому участнику брифинга: его цитировал и одобрял директор Аналитического центра ветеранов госбезопасности, возглавляющий приволжский Фонд по борьбе с коррупцией, Сергей Кривошеев.



Сергей Кривошеев: Бороться с коррупцией призваны правоохранительные органы, сами далеко не безгрешные, о чем наш президент прямо говорил в своем выступлении. Общественные организации призваны придавать огласке коррупционные проявления в силовых структурах, в судах, других госструктурах. Основываясь на своем опыте, могу с уверенностью сказать о полезности и необходимости подобных общественных организаций от Москвы до самых до окраин.



Любовь Чижова: Руководитель общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев известие о появлении нового правозащитного движения воспринял скептически.



Лев Пономарев: Когда правозащитники на первой же пресс-конференции клянутся в своей верности президенту, это, значит, они, вообще говоря, не правозащитники. Не может такого быть. Правозащитник – это тот человек, который защищает человек от эксцессов с государством, с чиновником. Два варианта есть. Просто быстренько попытаться подзаработать денег, бабок, засветиться и получить деньги – это самый простой вариант. И более сложный вариант – когда это делается, с тем чтобы размыть, создать правозащитное движение по направлению госбезопасности, Кремля и таким образом выдавить, как бы занять ниши некоторые. Конечно, все ниши они не могут занять, но некоторые ниши занять и ликвидировать независимые правозащитных организаций, допустим, запретив финансирование западными фондами.



Любовь Чижова: Вообще, в принципе, Россия еще нуждается в каких-то общественных правозащитных организациях или у нас их достаточно?



Лев Пономарев: Конечно, нет. Вообще, работы очень много для правозащитников, и поэтому, конечно, создание новой правозащитной организации заведомо надо поддерживать, если только она действительно занимается поддержкой людей. Вот то, что они сейчас в поддержку Медведева и всего остального хотят каким-то образом засветиться, вообще вот эта их агрессия по отношению в Самодурову, она показывает, что они хотят именно альтернативное какое-то правозащитное движение создать, а альтернативного не бывает. Так же как не бывает другой демократии, суверенной демократии. Это, я бы так сказал, следующий шаг: суверенная демократия уже создана, а теперь должна быть создана суверенная правозащита.



Любовь Чижова: Создатели Общественного правозащитного центра собираются не только помогать гражданам, но и собирать и анализировать данные о том, как нарушаются права россиян, и доносить эту информацию до властей. На чем основывается уверенность, что чиновники и сотрудники Генпрокуратуры прислушаются именно к ним, сотрудники нового правозащитного центра объяснить не смогли.


XS
SM
MD
LG