Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Лос-Анджелесе скончался знаменитый американский режиссер Сидни Поллак (Sydney Pollack). Он умер в возрасте 73 лет от рака. Первый фильм Поллак поставил в 1965 году, это была картина «Тонкая нить». Известность ему принесла социальная драма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», в которой сыграла Джейн Фонда. Самая известная работа Поллака — фильм 1985 года «Из Африки» с участием Роберта Ретфорда и Мэрил Стрип, фильм получил 7 премий «Оскар». Среди других известных фильмов Поллака — «Тутси» с Дастином Хоффманом, «Встреча двух сердец» с тем же Ретфордом и Барброй Стрейзанд. Поллак занимался кинопродюсированием и играл в кино сам. Последний раз он появился на экране в прошлом году в собственном фильме «Майкл Клейтон».


О художественном наследии Сидни Поллака я беседую с обозревателем Радио Свобода, писателем Петром Вайлем.


— Сидни Поллак замечательный образец профессионального мастерства. Он не был великим режиссером, это не категория Феллини, Бергмана, Германа — нет. Но это впечатляющее владение ремеслом и работы с актерами. У него сыграли свои, может быть, лучшие роли такие выдающиеся люди, как Барбра Стрейзанд или Джейн Фонда, и особенно Роберт Ретфорд. За исключением лучшего, наверное, в истории жанра вестерна «Буч Кесседи и Сандес Кид», все остальные свои роли Ретфорд сыграл именно у Поллака. Например, по-моему, недооцененный фильм «Гавана». На мой взгляд, самая интересная и самая убедительная трактовка того, как произошел фиделькастровский переворот на Кубе. Затем это блестящий, такой хичкоковский по напряжению фильм «Три дня Кондора», где играет Роберт Ретфорд и Фей Данауэй. Поллак вытягивал из актеров самое лучшее, на что они только были способны. Я совершенно уверен, что именно работа с Сидни Поллаком подвигла Ретфорда впоследствии основать свой фестиваль в Юте, самый крупный фестиваль независимого кино, который только в мире существует — «Сандэнс». Повторяю, он, может быть, не достигал каких-то заоблачных высот, но все, что он делал, это отмечено печатью самой высшей пробы мастерства.


— Сидни Поллак родился в еврейской семье, которая эмигрировала в Америку из России. Некоторые его фильмы показывались и в Советском Союзе, он считался, судя по всему, левым режиссером. И «Три дня Кондора» шли в советском прокате довольно широко, я уж не говорю о «Тутси», это один из любимых фильмов целого поколения с Дастином Хоффманом. Почему? Он действительно был левых взглядов?
— Вы знаете, за редчайшими исключениями все художники левые, так уж сложилась западная жизнь.


— Но далеко не всех показывали в Советском Союзе.
— Далеко не всех. Но понятно, почему показывали «Три дня Кондора». Там человек из среды ЦРУ восстает против системы, которая нарушает какие-то этические правила. Но как такое не показать? Фильм «Из Африки» (Out of Africa), который принес Поллаку семь «Оскаров», в том числе за лучшую картину, снят по мотивам книги датской писательницы Карон Бликсин. Разумеется, он левый. Но это всегда настоящее американо. Настоящий американский художник всегда несколько в оппозиции, иначе просто не бывает. Иначе нужно говорить о каких-то очень и очень редких исключениях, которые можно посчитать по пальцам. Вот это то, что, боюсь, не совсем понятно людям в России, где, в общем, подпевать власти все более и более становится хорошим тоном.


— Нашему поколению зрителей кажется, что Сидни Поллак был всегда. Я помню, как еще мальчишкой смотрел фильм с завораживающим названием «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Тем не менее, он умер в возрасте 73 лет, не очень старый человек. Успех пришел к нему рано?
— Нормальный возраст актера, к которому приходит слава, это где-то двадцать пять — тридцать лет. Когда он или она еще молоды и хороши собой, но уже приобрели некий налет зрелости. Ты видишь в глазах у этого актера какой-то пройденный опыт жизни. А вот режиссер, как правило, созревает к тридцати пяти — сорока годам. Поллак именно такой пример, то есть в этом случае он не исключение.


XS
SM
MD
LG