Ссылки для упрощенного доступа

В воскресенье в России отметили День защиты детей


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Алексей Кузнецов: В воскресенье в России отметили День защиты детей, как и во всем мире. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. Насколько сегодня в России защищены права детей, в интервью нашему корреспонденту Ольге Вахоничевой рассказал кандидат юридических наук, правозащитник Илья Рассолов.



Ольга Вахоничева: Получается ли сегодня у государства реализовывать права детей в полной мере?



Илья Рассолов : Дело в том, что в России большое количество нормативно правовых актов, и декларативных, и программных, но защита прав ребенка должна осуществляться не на базе принципов, которыми просто пестрит закон 1998 года «Об основных гарантиях прав граждан в Российской Федерации». Мне представляется, должна быть четкая, конкретная позиция государства не в рамках разработки каких-то программ, а это все-таки должны быть конкретные денежные вливания из бюджетов не только Российской Федерации, но и субъектов, и создание центров реабилитации и социализации обучения, а также трудоустройство детей.


Качество жизни ребенка, начиная от экологии и заканчивая, допустим, здоровьем детей, о чем говорит 10-я статья закона 1998 года, просто ужасающееся. И четких решений здесь на государственном уровне явно нет. В частности, Россия, к сожалению, не присоединилась к большинству конвенций в этой сфере. В частности, впервые, на мой взгляд, такое нормальное определение детской порнографии дает Европейская конвенция о киберпреступности, которую Россия и не подписала, и не ратифицировала. И в отношении, допустим, сексуальной эксплуатации в 2007 году Европейский союз принял, и, по сути дела, большинство стран подписали Европейскую конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Вот этой последней базовой Конвенции нет даже на русском языке.



Ольга Вахоничева : А что с конвенцией ООН, которая была принята в 1989 году «О правах ребенка», которая является основополагающим документом, гарантирующим права детей во всем мире? Она действует в России?



Илья Рассолов : Эта конвенция действительно основополагающий акт, он действует с 1990 года для СССР, но, на мой взгляд, судя по объем этой конвенции и всем тем гарантиям, это все-таки документ прошлого века.



Ольга Вахоничева : А какие детские права и обязанности можно сегодня назвать основными?



Илья Рассолов : Я думаю, что все-таки это право на жизнь, право на защиту здоровья, это и экологические права. Для части детей это все-таки часть социальных прав, начиная от права на объединения и обучение. Это самые базовые, на мой взгляд, права ребенка, которые должны быть обеспечены. Что касается защиты прав детей в СССР, здесь, конечно, у ребенка было больше гарантий, в том числе и в вопросах образования. Сегодня вы знаете, что в основном образование платное. Сегодня ребенок с периферии, который приехал в столицу и поступил в крупный вуз, допустим, в МГУ – это фантастика. Гарантий становится меньше. Но, с другой стороны, свободы больше.


XS
SM
MD
LG