Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

От экономики до абстрактного искусства: влияние евреев на Европу изучила конференция в Праге


Одна из организаций, изучающих взаимоотношения евреев и европейских народов - Еврейский музей в Праге

Одна из организаций, изучающих взаимоотношения евреев и европейских народов - Еврейский музей в Праге

В Праге прошла конференция, на которой обсуждались взаимоотношения евреев и славян, живущих в Европе на протяжении XX века. Участники конференции говорили о том, какой вклад внесло еврейское население в развитие восточноевропейского и центральноевропейского регионов.



Международная конференция, организованная Колумбийским университетом, получила название «Истории еврейских и славянских встреч в XX веке в Восточной и Центральной Европе». Под этим понимаются как культурные и политические, так и географические особенности совместного проживания евреев и славян, например, в период Второй мировой войны, Холокоста и после распада Советского Союза, пояснил Аркадий Зельцер из Международного института изучения Холокоста мемориала Яд Вашем: «Если говорить о XX веке, зависит оттого, о каком периоде идет речь. До и после войны - это в значительной степени разное еврейство, потому что наиболее традиционная часть еврейского населения погибла в эти годы. Изменился социальный профиль, изменился взгляд на жизнь и так далее. Хотя, опять же, и в послевоенные годы остаются евреи, особенно в провинции, которые стараются в той или иной степени поддерживать свою национальную идентичность: либо празднуют какие-то праздники в семейном кругу, либо дают имена, напоминающие имена их родителей. XX век - это процесс отхода от традиционного образа жизни и превращения в людей современных, отвечающих современным нормам, не знающих идиша и принимающих культуру большинства. Этот процесс продолжается. Конечно, есть изменения, потому что появилась возможность после распада Советского Союза для публичной самоидентификации».

До начала Второй мировой войны в Европе евреи жили, в основном, в Центральной и Восточной части. «От Балтийского до Черного моря» их насчитывалось около девяти миллионов. В то время уже сформировались основные центры проживания: Варшава, Киев, Вильно (современный Вильнюс) и Одесса. Два последних становятся культурными центрами. В 1925 году в Вильно были основаны Еврейский научный институт и Еврейский музыкальный институт, и город становится центром еврейского просвещения.


Второй культурной столицей признана Одесса – в то время третий в мире город по количеству еврейского населения после Нью-Йорка и Варшавы. В начале XX века здесь работают многие видные еврейские историки и писатели, среди них Леон Пинскер и поэт Нахман Бялик. Натан Меир из Саутгемптонского университета говорит, что в Киеве евреи помогли создать экономически сильный город, который впоследствии смог стать столицей Украинской Народной Республики: «Дело в том, что евреям было разрешено селиться в Киеве в 1861 году – их присутвие считалось необходимым для развития экономики города. То есть без евреев нельзя было построить сильный город».


По мнению художника Виталия Комара, евреи способствовали возникновению абстрактного искусства: «Третья заповедь – “не сотвори себе кумира”. То есть практически и среди евреев, и среди мусульман было запрещено изобразительное искусство. Не сотвори себе кумира ни из дерева, ни из железа, ни из камня и так далее, и так далее. То есть изображение было запрещено. Поэтому я думаю, что модернизм, который начался с абстрактного искусства, это было влияние еврейской концепции иконокласта на европейское искусство через христианство, через самих евреев. Поэтому возник абстракционизм, то есть “не изображение”. Не случайно фашисты обвиняли модернизм в еврействе, считалось, что это еврейское влияние. Но в христианском искусстве тоже были периоды иконокласта, борьбы с изображениями. Например, в России во времена Петра Первого в конце XVII века появился один из первых концептуалистов - человек, который написал икону текстом "Не сотвори себе кумира" и повесил в доме. За это его арестовали. Его звали Тверитинов. Очень интересная работа, я реконструировал ее.


Хотя это тоже очень сложный вопрос. Например, Моисей, после того, как он принес эти заповеди, если вы читаете внимательно Библию, вы понимаете, что потом он делает изображение, скульптуру медного змея. Замечательная картина художника Бруни с изображением Моисея и медного змея находится в Русском музее в Петербурге. Так что я думаю, что в модернизме есть очень много элементов размышления над этой третьей заповедью. Поэтому в модернизме много иудаистской философии».


XS
SM
MD
LG