Ссылки для упрощенного доступа

В Литве пройдет конференция, посвященная 20-летию движения "Саюдис"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Литве Ирина Петерс.



Евгения Назарец: 20 лет назад, 3 июня 1988 года, в Литве был создан "Саюдис" - общественное движение за перестройку, сыгравшее впоследствии главную роль в деле восстановления независимости республики. С участниками, основателями и сторонниками "Саюдиса" встретилась наш корреспондент в Литве Ирина Петерс.



Ирина Петерс: 3 июня 1988 года по предложению инициативной группы было создано литовское движение за перестройку "Саюдис". Решение принималось на собрании около 500 представителей гуманитарной и технической интеллигенции в большом зале Академии наук Литвы в Вильнюсе. Осенью того же года состоялся учредительный съезд "Саюдиса", который в начале провозглашал своей целью возрождение культуры и демократизацию. Затем движение заняло самостоятельную политическую позицию и его лидеры провозгласили, что главным стремлением движения является независимости Литвы. Именно голоса депутатов "Саюдиса" в Верховном совете республики и определили принятие 11 марта 1990 года акта о восстановлении независимого государства. Говорит почетный председатель "Саюдиса", ныне депутат Европарламента профессор Витаутас Ландсбергис.



Витаутас Ландсбергис: "Саюдис" возник как выражение происходящего духовного возрождения. Возрождение было очень моральным явлением. Вопросы правды, порядочности, совести стали очень важными. Мы должны так построить и наше государство. В этом был идеализм с оттенком утопии. Это было недостаточно на длительное испытание. После победы "Саюдиса", как силы моральной, восстанавливающей Литву не только как независимое, но как демократическое, правовое государство, впоследствии при концентрации на строительстве самого государства было упущено из виду и не хватало человеческого потенциала заботиться обо всем. Наша задача - поддерживать дух порядочности и веры, что это возможно. Тут "Саюдису" есть, что делать.



Ирина Петерс: Единственным русским в руководстве "Саюдиса" был тогда переводчик и поэт Георгий Ефремов.



Георгий Ефремов: Там было очень много писателей, деятелей культуры и науки: Юстинас Марцинкявичюс, Витаутас Петкявичюс... Замечательные люди. Марцелус Мартенатис, один из лучших поэтов Литвы, Насвитес - архитектор замечательный. Люди, которые себя ничем не запятнали, которые внесли в движение очень хорошую, светлую, чистую ноту. Были люди прямого действия, это, скажем, Озолас, Ландсбергис, у которых действительно получалась организационная работа. А мы вносили некую ауру, я думаю. Начал делать листовку, она называлась "Вестник ЛДП" (литовского движения за перестройку), делал ее на машинке печатной, потом я отдавал это уполномоченным и они это на тогдашней множительной технике издавали, распространяли. Но это все делалось вручную. Сидел не разгибаясь, мне потом уже стали дочки помогать, маленькие совсем тогда, резали бумагу, наклеивали, флажки изготавливали. В общем, интересно было. Я действительно был совершенно внутренне готов по судьбе. Мои друзья, многие из них были правозащитники... Помогал изданию "Хроники текущих событий", переводил литовские материалы. Я даже считаю, что Сергей Адамович Ковалев отсидел из-за меня, сидеть должен был я. Я занимался тем, что он взял на себя.



Ирина Петерс: Акции протестные, когда "Саюдис" созрел, что вам вспоминается?



Георгий Ефремов: Это было такое чувство острое, как влюбленность. Я сам не верил тому, что происходит. Присутствовал при тогдашних митингах, их было очень много, некоторые разгоняли довольно жестоко, некоторые - нет. Конечно, запомнился митинг в парке Вингис, но такого сильного ощущения я не помню и, наверное, никогда уже не увижу. На певческом поле собралась гигантская толпа, и каждое выступление вызывало слезы, приступы каких-то чувств очень мощных у людей, пели все вместе. В общем, как-то это было и красиво, и живописно, и по-настоящему и что-то в этом очень чистое было. А потом состоялся учредительный съезд "Саюдиса", где я там выступил, был избран и попал непосредственно в политбюро. Могу сказать то же самое, что я говорил тогда: надо быть людьми друг к другу, нужно поменьше видеть соринки в чужом глазу, понимать, что это все мы, это все наделали мы, все плохо, но, правда, и хорошее тоже.



Ирина Петерс: На очереди эссе публициста Пранаса Моркуса.



Пранас Моркус: Говорят, идеалы, идеалы. Была священная цель - сбросить колониальное ярмо. Это, кстати, не мое слово, это Михаил Горбачев проговорился, сравнив нас с новой Каледонией в разговоре с Миттераном. Советский Союз хочется сравнить с широкополой шляпой, только вот она все время нам сползала на глаза. Свобода была для нас возможностью встретиться с собой лицом к лицу. Надеялись узреть в зеркале девственную страну первой независимости, а она поруганная предстала в ином облике. Во времена "Саюдиса" любили повторять про Моисея, который, чтобы привести свой народ в землю обетованную, водил его по пустыне 40 лет. Вот мы пустыня. 20 лет прошло, полпути пройдено, это утешение все-таки.



Ирина Петерс: 5 и 6 июня в парламенте Литвы пройдет международная конференция, посвященная 20-летию движения "Саюдис", она называется "Падение Берлинской стены от Будапешта до Вильнюса".


XS
SM
MD
LG