Ссылки для упрощенного доступа

Жестокая расправа над заключенными колонии в Челябинской области


Колония в Копейске, Челябинская область
Колония в Копейске, Челябинская область

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Валиев.

Андрей Шарый : Руководитель Федеральной службы исполнения наказаний России Юрий Калинин заявил сегодня о том, что считает оправданным применение спецсредств сотрудниками челябинской колонии номер 1, в результате чего были убиты четверо заключенных. В минувшую субботу во время прогулки заключенные напали на конвоиров, нанеся ранения пятерым из них, а затем были сильно избиты. По данным судмедэкспертов, причиной смерти стал посттравматический шок. Возбуждено уголовное дело. Ведется расследование обстоятельств произошедшего. Об этой трагической истории корреспондент Радио Свобода в Челябинске Александр Валиев.

Александр Валиев : Почему так скупо и неохотно дают информации в Управлении исполнения наказаний по Челябинской области? Во вторник от общения отказались в принципе, сославшись на то, что в ближайшие сутки должна состояться пресс-конференция, и журналистам надо потерпеть. А днем раньше в пресс-службе областного ГУФСИН сказали следующее.

Сотрудница пресс-службы : Уже проявляли агрессию во время конвоирования. Когда их распределили в 1 колонии в камеры, то же самое - и ругались нецензурно... В общем, нарушали распорядок.

Александр Валиев : Областная прокуратура подтверждает, что бунтовщики еще в пятницу, во время этапирования, призывали других заключенных к неповиновению, а потом, прибыв в колонию, разрисовывали стены и ломали нары. Почему их не рассадили по одиночным камерам и откуда у них на следующий день во время прогулки обнаружились заточки - непонятно. При этом в качестве иллюстрации того, насколько необходимо и оправдано было применение против заключенных спецсредств, Оксана Калинина, пресс-секретарь прокуратуры Челябинской области, сообщила журналистам следующее.

Оксана Калинина : У одного из сотрудников зафиксировано сотрясение головного мозга, перелом носа, фигурировали резаные раны рук и другие кровоподтеки и ссадины. Были вынуждены в соответствии с законом применить спецсредства.

Александр Валиев : Напомню, в пятницу в Копейскую колонию номер 1 были доставлены новые заключенные. Четверо из них, по словам сотрудников областной прокуратуры, начали буянить еще в дороге - трое родом из Тюменской области, один из Воронежа. Возраст - от 20 до 35 лет. По приезду они продолжили нарушать дисциплину, а на следующий день, якобы, напали на сотрудников колонии с заточками. В результате к заключенным были применены спецсредства, позже их осмотрел медик, а утром всех четверых нашли мертвыми. Экспертиза обнаружила на телах следы побоев и многочисленные травмы и пришла к выводу, что смерть наступила в результате посттравматического шока. Правозащитник Николай Щур, глава фонда "Рука помощи", много и тесно работает с пенитенциарной системой. У него возникло несколько вопросов относительно обстоятельств инцидента.

Николай Щур : То, что произошло в колонии номер 1 Челябинской области, вызывает много вопросов, прежде всего, непонятно, почему у заключенных оказались заточки, сделанные из супинаторов и лезвия? Поскольку до того времени, как они прибыли в камеры первой колонии, они должны были пройти, по крайней мере, три обыска. После того, когда их выгрузили из вагонов, в которых их этапировали, должен был бы произойти обыск. После тогда, когда их конвой принял, должен был произойти обыск. И должен был произойти обыск по прибытию в колонию. Обыски те, которые делаются конвоирами либо администрацией учреждения, достаточно хороши, и провезти вот это все при обыске практически невозможно. Почему это все оказалось - непонятно. В камере они взять не могли, потому что камера всегда обыскивается тоже очень тщательно.

Александр Валиев : На этом вопросы не заканчиваются. Остается неясным, в частности, то, почему же сотрудники колонии, подвергшиеся нападению, получившие, судя по сообщениям представителей следствия, колотые и резаные раны, так и не были госпитализированы. Говорит Николай Щур.

Николай Щур : Самый главный вопрос, который здесь, - почему убили? Это надо было так бить, чтобы люди умерли, причем, умерли все. Мог там скончаться один человек, которому больше всех досталось. А тут все каким-то образом. Очень странно. Плохо, конечно, что Главное управление исполнения наказаний информацию всю закрыло от общественности. Никто не знает, что там происходит, как там происходит, как ведется расследование. Никаких постоянных и регулярных сообщений о том, как там движется это дело, - нет.

Александр Валиев : Николай Щур не раз и не два бывал с визитами в колонии номер 1 Копейска. Его впечатления довольно противоречивы. С одной стороны, когда там работал инициативный и профессиональный сотрудник на должности заместителя по воспитательной работе, в колонии было сделано много полезного - провели радио, заработали кружки. Потом этот человек уволился и сейчас в учреждении все не так уж радужно. Даже при наличии четкой договоренности о посещении с Управлением исполнения наказаний по Челябинской области и выписанных пропусках, правозащитника Николая Щура и его коллег могут час и два держать за воротами. С другими колониями подобных ситуаций не возникает. А однажды, когда в фонд "Рука помощи" обратились мать и сестра одного из заключенных, обеспокоенные долгим отсутствием писем, руководство этой колонии отказалось организовать встречу правозащитника с этим осужденным.

Николай Щур : Я тогда попросил, чтобы мне просто в глазок камеры показали его, что он жив и здоров, поскольку к нам на прием пришла его мать с сестрой, которые были обеспокоены - жив ли он, здоров ли он, поскольку от него нет писем. Даже не дали посмотреть. Я тогда во всеуслышание это все и заявил - в чем же дело вообще?! Почему не пускают к этому человеку, тем более что есть такие большие подозрения, что с ним не все в порядке. Ответ получили такой от начальника этого помещения камерного типа, что достаточно одного слова офицера, что с ним все в порядке.

Александр Валиев : Между тем, пятерых сотрудников колонии, которые подверглись нападению заключенных, уже допросили. Пока лишь в качестве свидетелей - обвинение никому не предъявлено. Будет ли вообще предъявлено обвинение - большой вопрос. Тем более что директор Федеральной службы исполнения наказаний России Юрий Калинин уже сообщил, что сотрудники колонии лишь исполнили свой долг, предотвратив массовые беспорядки, а также напомнил, что при наведении порядка в колониях России за последние пять лет погибло 260 сотрудников пенитенциарной системы. Тем не менее, к делу проявили большее внимание правозащитники. В частности, председатель Общественной палаты Южного Урала Вячеслав Скворцов сообщил о создании специальной комиссии. В среду она посетит первую колонию и попытается изучить обстоятельства произошедшего. Вот что он сказал по этому поводу.

Вячеслав Скворцов : Типичная обстановка во многих следственных изоляторах России, в том числе в Челябинской области. Мы видим, что содержатся и переуплотнено, и отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, и бесчеловечное отношение.

Александр Валиев : По обстоятельствам ЧП в Копейской колонии заведено сразу 6 уголовных дел. Ход и результаты расследования находятся на особом контроле в прокуратуре Челябинской области.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG