Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Международный чемпионат по воздухоплаванию в Литве


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.



Алексей Кузнецов: В Вильнюсе только что состоялся международный чемпионат по воздухоплаванию, с участием 40 экипажей, в честь 20-летия возрождения полетов на воздушных шарах - очень популярных сейчас в Литве. Первый воздушный шар поднялся в Литве в небо 200 лет назад…



Ирина Петерс: В Литве в последние годы создано 12 клубов любителей полетов на воздушных шарах, 130 пилотов получили лицензии, а шаров - всего около 100. На них спортсмены часто завоёвывают призовые места на чемпионатах мира и Европы. «Литва - страна не только баскетбола, но и воздухоплавания» - говорит директор вильнюсского Центра по подготовке пилотов Аудримас Вянгерис. Вильнюс, кстати, одна из немногих европейских столиц, где над центром города разрешены полеты на воздушных шарах - обычно запреты связаны с работой аэропортов и спецификой городской планировки.


Первый шар (или «монгольфьер» - по фамилии создавших его братьев Монгольфье) поднялся в небо над Францией в 1783 году. В Литве первый полет был зафиксирован 200 лет назад. Популярным было здесь воздухоплавание в довоенное время. Возрождение этого спорта совпало с началом перестройки в СССР.


Рассказывает вильнюсский воздухоплаватель с 11-летним стажем Витаутас Самаринас.



Витаутас Самаринас: Воздухоплавание началось с приходом независимости. В советские времена не было воздушных шаров - наверное, потому, что шары всегда летают по направлению ветра, а не по «направлению партии», контролировать тяжело такие полеты. Вообще, первые воздушные шары появились в Советском Союзе именно в Литве. Первый чемпионат, он был единственным в Советском союзе, тоже был в Литве. Когда на первый чемпионат приехали со всего мира известные пилоты, написали потом зарубежные журналы: «В Советском Союзе что-то меняется, если организовали чемпионат воздушных шаров».



Ирина Петерс: Основной сезон полетов длится с апреля по октябрь, но летают пилоты и зимой. Особенно хороши, по их словам, полеты в солнечные февральские дни над Тракайскими озерами, скованными льдом. Вид на Тракайский замок великолепен! Открытие сезона в этом году совпало с днем вступления Литвы в Шенгенское пространство, которое в буквальном смысле открыло перед воздухоплавателями новые возможности. Нынешняя же воздушная регата над Вильнюсом собрала 40 экипажей из пяти стран.



Витаутас Самаринас: Это очень красиво! В последний раз в Вильнюсе это было несколько лет назад, тогда на чемпионат Европы собралось около ста экипажей.



Ирина Петерс: Как обычно реагируют люди на появление шаров? Кажется, некоторые по-детски: видимо, вспоминают о своей мечте в детстве подняться на воздушном шаре…



Витаутас Самаринас: Конечно! Там, где шары появляются часто, - эта реакция не бывает такой бурной. Вот над Вильнюсом все лето в хорошую погоду каждый день можно увидеть 3-5, а в воскресенье и 10 воздушных шаров. Но всегда это - хорошие эмоции, восторг. Радует не только тех, кто летит, но и тех, кто наблюдает с земли. Мало таких воздушных аппаратов, которые так радуют людей.



Ирина Петерс: Многих летавших на воздушном шаре поражает, в сравнении, например, с полетом на вертолете: совершенно особое ощущение покоя и тишины, в которой по-новому воспринимаются звуки, поднимающиеся с земли. А слышно все: вот петух прокричал, там ведро звякнуло, а тут хлопнула калитка. Один литовский поэт после такого путешествия задумчиво заметил: "Там, наверху, кажется, слышно, как влюбленные целуются…"



Витаутас Самаринас: Нет вибрации, нет мотора, нет никакого стекла. Когда пролетаешь над озером, можешь посмотреть вниз и увидеть отражение шара и своего лица в воде, если низко летишь. Можешь поговорить с людьми, стоящими где-то в деревне, поздороваться. Можешь почувствовать запах шоколада, когда пролетаешь в городе над шоколадной фабрикой. Вообще, на места, на страну, где живешь, смотришь уже по-другому, она намного красивее. С другой стороны, места некрасивые, засоренные с воздуха тоже видно лучше…



Ирина Петерс: Для одних воздухоплавание - спорт, для других - развлечение, для третьих - коммерция: 120 евро - и на 3 часа вы пассажир воздушного шара. Чаще всего люди в такое путешествие отправляются, получив билет в подарок. Перевезший более 2 тысяч пассажиров Витаутас Самаринас стал настоящим психологом. По его словам, заметно, что людям - особенно начальникам и бизнесменам - трудно дается расслабление, отказ от того, чтобы все держать под личным контролем.



Витаутас Самаринас: В наше время все так спешат, не успевают - и стресс из-за этого. А катание на воздушном шаре - не знаешь точно место и время приземления, нет спешки и нет стресса. Это приключение! Полет учит уважению к природе, погоде, к обстоятельствам, что ты - не Бог.



Ирина Петерс: Пришлось ли вам преодолевать страх, и каждый ли человек может летать на воздушном шаре?



Витатуас Самаринас: Страх высоты - это хорошо, это признак здравого ума. Преодолеть этот страх - хватает первых 2-3 минут полета. Я сам когда-то боялся высоты, и теперь я не очень люблю на 10-15 этаже на балконе стоять - неуютно. А в шаре почему-то не страшно… Не знаю почему, это одна из загадок. А вообще, те, кто боятся, бывают самые благодарные пассажиры, потому что они не только увидели всю эту красоту, но они ещ и преодолели свой страх. Это делает их свободнее.



Ирина Петерс: Парящие над Вильнюсом яркие воздушные шары, неожиданно и беззвучно выныривающие то из-за горы Гедиминаса, то из-за небоскребов или костелов, для горожан картина настолько обычная, что очень многие недавно стали жертвами розыгрыша в одной из столичных газет. Она сообщила, что городские власти, наконец, решили наболевшую проблему транспортных пробок: поможет «воздушное такси». В 8 часов утра 1 апреля к назначенному месту собралось немало доверчивых граждан…


XS
SM
MD
LG