Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Меняющийся музей в меняющемся мире». Конкурс музейных проектов завершен


Дом-музей Ивана Лажечникова в Коломне, в котором будет реализован один из проектов-лауреатов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». [Фото — <a href="http://kolomna-grad.ru/" target=_blank>«Коломна-град»</a>]

Дом-музей Ивана Лажечникова в Коломне, в котором будет реализован один из проектов-лауреатов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». [Фото — <a href="http://kolomna-grad.ru/" target=_blank>«Коломна-град»</a>]

В Третьяковской галерее прошла церемония награждения победителей Пятого конкурса музейных проектов под названием «Меняющийся музей в меняющемся мире». Наибольшее количество заявок, прошедших в финал, прислано из Подмосковья. Общий призовой фонд конкурса составил 15 миллионов 400 тысяч рублей.


В конкурсе приняли участие 303 музея — столичных и провинциальных, государственных и частных, крупных и совсем маленьких. Оказывается, в России сейчас вовсю создаются новые и очень необычные музеи. Так в номинации «Музей и технологии туризма» победил проект «Музей коломенской пастилы». Он станет действовать в городе Коломна на базе сохранившейся купеческой лавки, где можно будет и приготовленную по старинным рецептам пастилу отведать, и об истории местного купечества узнать.


Так уж совпало, что с Коломной связан еще один победитель — научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии Наталья Никитина, призер так называемой «Авторской номинации»: «Я подавала проект, который называется "Центр музейных технологий", и реализовываться он будет в городе Коломна, подмосковном, в доме Лажечникова, который выходит из реставрации. Это тот самый случай, когда есть объект культурного наследия, и его надо чем-то наполнить, и не просто так, чтобы это было как везде».


— Лажечников — это однофамилец известно писателя или это именно его дом?
— Именно его. Это русский Вальтер Скотт, как называл его Пушкин. Первый человек в России, который начал писать исторические романы, автор известного романа «Ледяной дом».


— И что будет в этом новом музеефицированном пространстве?
— Проект называется «Центр музейных технологий», и это неслучайно. Те проекты, которые мы отберем в Коломну, не будут перенесены туда в чистом виде. То есть мы оторвем как бы скелет, технологию проекта инновационного и опрокинем его на коломенский текст. Чтобы было понятно, проект «Живое письмо», связанный с письмами Антона Павловича Чехова, будет перенес в Коломну на письма Лажечникова, а технология останется. Я думаю, что слог, каким писал Лажечников, будет в рабочем материале, это будут уроки для детей, своего рода образовательная программа, когда урок литературы будет перенесен в музей.


Я задаю вопрос Зинаиде Стародубцевой из Государственного центра современного искусства, победителю в номинации «Музейные исследования»:


— Каково денежное наполнение этой премии?
— Около 700 тысяч рублей.


— Вы эти деньги потратите на дальнейшие исследования или на подкрепление той работы, которая уже проделана, на ее продолжение?
— Я бы сказала, на продолжение работы. Потому что программа «Русское зарубежье» существовала в Государственном центре современного искусства с 1992 года, а до этого еще в течение более 10 лет ГЦСИ устраивал персональные выставки художников, которые жили за рубежом или возвратились. И в январе этого года была выставка «Произведения художников русского зарубежья в собрании ГЦСИ», в рамках которой проходили, в том числе, встречи с художниками. Следующий этап — это исследовательский проект — видеодокументация и собирание архива художников русского зарубежья, после чего — научная конференция и издание сборников, включая диск с видеоинтервью.


Конкурс доказал: российские музеи способны меняться в ногу со временем.


XS
SM
MD
LG