Ссылки для упрощенного доступа

В Фонде народных художественных промыслов открылась персональная выставка Александра Поверина


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Дмитрий Морозов : В Фонде народных художественных промыслов открылась персональная выставка Александра Поверина. Этот художник известен тем, что ему удалось возродить древнюю технологию производства так называемой чернолощенной керамики. В эксплозии скульптуры и гончарные изделия мастера. Рассказывает Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : У чернолощеной керамики благородная матовая поверхность и лаконичные формы. Поскольку изделия обжигаются без доступа кислорода, в силу определенных химических процессов черепок весь насквозь, а не только снаружи, становится черным и особенно прочным. Чернолощеную керамику изготавливали этруски, археологи находят ее и в славянских захоронениях. Александру Поверину удалось воссоздать трудоемкий производственный процесс, и вот вопрос автору.


Здесь у вас есть древнерусские образцы. Вы буквально воспроизводите, или вы отталкиваетесь от старинных вещей, создаете какие-то фантазии на эту тему?



Александр Поверин : Я сейчас уже больше отталкиваюсь, хотя было время, когда я просто копировал. У меня дома есть несколько предметов, которые просто точная копия сосудов XVII века, которые я видел и держал в руках в Историческом музее до ремонта. Там вся керамика была сложена в ящики. Мы с работниками музея ящики XVII века. Тогда я делал по просьбе музея копии. Потом я делал копии этрусских ваз для Пушкинского музея. Это чисто утилитарная задача. Тем более что я могу сделать копию не только по форме, но и по технологии, что очень важно. Они сказали в Пушкинском музее, что впервые они видят чернолощеную вазу этрусскую, которую практически не отличить от той, которая у них стоит.


А сейчас на базе этих традиционных форм я уже начинаю их развивать. Керамика у нас в развитии стояла с конца 20-х годов по конец ХХ века. Почти 70 лет у нас не было гончаров. Гончарное искусство не развивалось. Даже промышленное Строгановское училище не готовит гончаров. Они к гончарному кругу даже не подходят. Они все делают вручную. Они лепят квасники, сосуды, кувшины. Но лепят! Это во времена неолита лепили. А потом появился гончарный круг, на котором гораздо проще вылепить, и красивее все получается. Поэтому этот квасник - это уже, можно сказать, авторская работа. Потому что в основе бублик - это традиционно, а вот такие носики, и такое горлышко, и такая ручка - это уже мои фантазии.



Лиля Пальвелева : По поводу этих квасников. Для чего с утилитарной точки зрения нужна была такая форма, что по середине дырка?



Александр Поверин : Есть много версий. Искусствоведы говорят, что сюда клали лед, завернутый в тряпку, и он охлаждал внутри. Но я попробовал класть лед, это очень непрактично. Он тает, течет на стол. Так что, я думаю, этот бублик просто помогал быстрее остудить жидкость. Туда нальете горячий квас или сбитень горячий, а так как бублик со всех сторон омывается воздухом, он остынет там гораздо быстрее, чем в простом кувшине. Я думаю, что только для этого. И, тем не менее, он еще красив.



Лиля Пальвелева : Скульптурные работы Поверина с его гончарными вещами роднит только материал. Быть может, самый виртуозный по исполнению экспонат выставки - модель Царь-пушки. Трудно поверить, но и она, и три ядра рядом выполнены не из чугуна. Это глина , превратившаяся в чернолощеную керамику.



XS
SM
MD
LG