Ссылки для упрощенного доступа

«Книжное обозрение» с Мариной Ефимовой: Себастиан Фолк. «Дьявол не любит ждать».









О книге Фолка – и других наследниках Флеминга – рассказывает ведущая нашего «Книжного обозрения» Марина Ефимова.



Sebastian Faulk. “Devil May Care”


Себастьян Фолк. «Дьявол не любит ждать»



Марина Ефимова: Писателю Яну Флемингу в этом году исполнилось бы 100 лет. Герой его книг, английский разведчик Бонд (ДжеймсБонд) - ненамного моложе своего создателя. Его привычки и привычки покойного Яна Флеминга чрезвычайно похожи: оба не знали удержу в сексуальных приключениях, оба выкуривали по три пачки сигарет в день и выпивали по бутылке крепких напитков (правда, Флеминг пил исключительно джин, а Бонда заботило только количество спиртного). Поэтому - даже если исключить стресс, связанный с основной деятельностью Бонда (а именно - с регулярным избавлением мира от супер-злодеев), и даже если исключить последствия всех избиений и пыток, которым он подвергался в 12-ти романах Флеминга, он должен был бы умереть в 56 лет – как Флеминг. Однако и легкие, и печень, и другие жизненно важные органы Бонда, в отличие от Флеминговых, до сих пор в полном порядке, и он по-прежнему взлетает вверх по лестницам, проплывает километры в океане, ныряет с аквалангом, прыгает с парашютом, наносит нокауты, и прочее, и прочее…


Словом, «Джеймс Бонд – бессмертен», как пишет критик Чарльз МакГрат в статье «Лицензия на убийство не просрочена»:



Диктор : «В добавление к 12-ти романам Флеминга, о Джеймсе Бонде написано еще 22 романа другими авторами, включая таких уважаемых, как Кингсли Эмис, Джон Гарднер и вот теперь – Себастьян Фолк. Но хотя все три названных автора пишут лучше, чем Флеминг, и при том, что формула романов о Бонде проста и легко повторима, никому из них не удавалось то, что удалось Флемингу. Книги Джона Гарднера о Бонде (около 11-ти) написаны с несвойственной ему неуклюжестью и тяготеют к политкорректности, несовместимой с Джеймсом Бондом. Роман Кингсли Эмиса «Полковник Сан», вышедший под псевдонимом Роберт Маркам, строг и безрадостен. Эмис отнесся к теме слишком серьезно. И только, пожалуй, Себастьян Фолк сумел создать в романе « Devil May Care » некое соответствие духу флеминговского Бонда»



Марина Ефимова: Сюжет романа Фолка построен по обычной бондовской формуле: концом света на этот раз должна быть поголовная наркомания всех жителей цивилизованных стран, незаметно приученных к дешевому наркотику. А главный злодей - сотрудник ЦРУ, жаждущий втянуть Англию во Вьетнамскую войну. В интервью журналу «Фильм» Себастьян Фолк рассказал:



Диктор : «Самым трудным было настроиться на легкий тон Флеминга. Как только я его уловил, я выбрал структуру фразы, в которой было процентов 20 от меня и процентов 80 – от Флеминга. От него – глаголы (много глаголов), от меня - прилагательные и наречия. Но нельзя было подходить слишком близко к его тексту, чтобы не начать пародировать. Главная опасность подстерегала меня тогда, когда мне захотелось замедлить сюжет и погрузиться во внутренний мир Бонда. Но, сообразив, что никакого внутреннего мира у Бонда нет, я спохватился и полностью принял метод Флеминга: писать по 2000 слов в день, а в остальное время пить коктейли и купаться».



Марина Ефимова: Ян Флеминг родился в 1908 году в семье члена английского парламента. Он был исключен из престижной школы Итон за шашни с горничной, а из Сэндхёрста исключился сам, потому что боялся умереть со скуки. Он безуспешно позанимался сначала журналистикой, потом – финансовыми операциями. Обе профессии показались ему скучными. От скуки его спасла Вторая мировая война. Он попал в разведку, где дослужился до чина капитана 3-го ранга (как и Джеймс Бонд) и командовал отдельным подразделением спецслужб.


После войны Ян Флеминг вернулся к прежним занятиям: без энтузиазма – к журналистике и с большим энтузиазмом – к донжуанству. В 1952 году он за несколько недель написал первую книгу о Бонде – «Казино Руаяль» и женился на леди Энн Ротмир, с которой у него было роман длиной в два ее предыдущих замужества. Друзья Флеминга, писатели Ивлин Во и Сирил Конноли, обожали издеваться над романами о Бонде, но Флеминг только посмеивался. Джеймс Бонд дал ему цель в жизни, приток сил и приток денег. Раз найдя формулу историй про агента 007, Флеминг никогда не менял ее и писал по роману в год до самой смерти. Объясняя популярность романов о Джеймсе Бонде в Англии, Мак Грат пишет:



Диктор : «Когда Флеминг начал писать, средняя английская семья еще питалась по карточкам. Материальный комфорт и ощущение причастности к великой империи были лишь приятными воспоминаниями. А книги Флеминга приглашали английских читателей в места, где они никогда даже не мечтали побывать: на Ямайку, на Гаити, на Ближний Восток... Там появлялся commander Джеймс Бонд и элегантно вписывался в этот чужой мир как равный. Он, английский офицер, побеждал всех врагов человечества и находил выход из всех безвыходных ситуаций - благодаря невероятной компетентности, уму, бесстрашию, неизменному чувству юмора и обаянию».



Марина Ефимова: И я бы добавила - всегда оставаясь джентльменом... хотя прекрасно помню, как Джеймс Бонд взорвал огнестрельной авторучкой дьявольскую красавицу, от которой остались только туфельки, как от злой волшебницы Гингемы из «Волшебника изумрудного города». Но это я уже говорю о фильмах по романам Флеминга, которых поставлено 22. И одно это уже свидетельствует о популярности Бонда не только в Англии, и не только во времена Холодной войны. Однако киногерой «007» довольно сильно отличается от героя книг Флеминга:



Диктор : «Флеминг дожил только до второго фильма. Он видел «Доктор Но» и «Из России с любовью» - фильмы, поставленные ближе всего к тексту его романов. Джеймс Бонд, которого знает большинство из нас, - учтивый, неунывающий и никогда не теряющий самообладания – это создание уже не столько Флеминга, сколько продюсера Альберта Брокколи, режиссера Теренса Янга и актера Шона Коннора. Книжный Джеймс Бонд, в отличие от киношного, впадает в черную меланхолию, отпускает расистские и антисемитские замечания, он гораздо изобретательней в сексе, он любит быстрые автомобили, но терпеть не может смертоносные штуковины вроде часов с лазерным лучом, катапультирующихся сидений, взрывных устройств в авторучках. Кроме того, кино-Бонда никогда столько не били и не пытали, как Бонда книжного».



Марина Ефимова: Я уверена, что популярность киногероя Джеймса Бонда по-прежнему держится, в основном, на личности актера Шона Коннора. Его привлекательность в этих фильмах – не романтическая, как у Грегори Пэка или Роберта Рэдфорда. Скорей, это чисто артистическое наслаждение - от его неброского суперменства, украшенного европейской элегантностью и интеллигентной самоиронией. Не знаю, бессмертен ли Джеймс Бонд, но ясно, что писатели еще долго будут его возрождать. И пока самая удачная попытка – писателя Себастьяна Фолка, который сообразил, что у Джеймса Бонда нет и не должно быть «внутреннего», спрятанного от нас мира, что он весь принадлежит нам.














Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG