Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Завершается Русская неделя в Лондоне


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Михаил Саленков: В Лондоне завершается так называемая "Русская неделя"- аукционная продажа произведений русского искусства. Эта неделя была крупнейшей в истории этих торгов, в ней участвовали четыре британских аукционных дома. Не обошлось и без рекордов. Сообщается, что сумма продаж составила почти 40 миллионов фунтов стерлингов.



Наталья Голицына: Давно британская столица не видела такого наплыва русскоговорящих покупателей. Причем, это были не только коллекционеры и арт-дилеры из Российской Федерации, многие из них - граждане других стран СНГ. Особенно много на этот раз было покупателей из Украины. Кроме старейших британских аукционных домов - "Сотбис" и "Кристис" - обширные коллекции русской живописи и произведений декоративно-прикладного искусства предлагали аукционные дома "Бонэмс" и "Макдугаллс". Лиха беда начало. Уже в первый день Недели, 9 июня, "Бонэмс" высоко поднял ценовую планку продаж: картина Натальи Гончаровой «Парусник» ушла за три миллиона четыреста тысяч долларов. Надо сказать, что Гончарова сейчас - одна из самых модных и востребованных на художественном рынке русских художниц, впрочем, с не меньшим основанием ее можно назвать художницей французской. Она эмигрировала из России еще до революции во Францию, где и умерла в 1962 году. Прошлым летом ее картина «Сбор яблок» была продана в "Кристис" за 9,7 миллиона долларов - абсолютный рекорд продаж русской живописи на аукционах. На прошедшей Неделе картины Гончаровой также не были обойдены вниманием. В "Сотбис" два ее полотна - «Натюрморт с фруктами» и «Натюрморт с персиками и красными цветами» - ушли соответственно за 4 миллиона 491 тысячу долларов и два миллиона 286 тысяч. Так что эта, еще недавно не входившая в число фаворитов русских покупателей авангардистская художница, затмила Ивана Айвазовского, считающегося любимцем российских завсегдатаев лондонских аукционов. Впрочем, работы Айвазовского вовсе не подешевели. В "Сотбис", к примеру, его полотно «Пушкин и графиня Раевская на берегу моря близ Гурзуфа» ушла после бурных торгов за три миллиона 609 тысяч долларов. В "Сотбис" же было установлено три персональных рекорда продаж работ Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой и Константина Юона.


Аукционный дом "Кристис" сделал упор на русской классике: картинах Шишкина, Левитана, Репина, Васнецова, Поленова, братьев Маковских. Самая высокая цена в "Кристис" была уплачена за картину Шишкина «Мачтовый сосновый лес в Вятской губернии» - два миллиона 706 тысяч долларов. Кстати, на торгах в аукционном доме "Макдугаллс" за пейзаж Шишкина «Мерикюль. Возле дачи» выручили немногим меньше - два миллиона 94 тысячи долларов. Что же касается декоративно-прикладного искусства, то и экспертов, и коллекционеров поразила фантастическая цена, уплаченная в "Сотбис" за орден Святого Андрея Первозванного. Орден украшенный бриллиантами, примерно 1800 года, ушел за пять миллионов 400 тысяч долларов, что в четыре раза превысило его первоначальную каталожную оценку. Глава русского отдела "Сотбис" Джоанна Викери вовсе не считает, что рынок русского искусства значительно перегрет. Вот что она сказала в интервью Радио Свобода...



Джоанна Викери: Когда я смотрю на самые дорогие работы... самая большая цена вчера была два миллиона всего. Если посмотреть на другие рынки, это на самом деле относительно низкая цена, и я считаю, что все-таки она может еще расти.



Наталья Голицына: А вас не удивило, что Гончарова так дорого стоит?



Джоанна Викери: Нет, это меня совсем не удивляет. Наоборот, я считаю, что в принципе она, конечно, очень важная художница, она не только важна среди русских коллекционеров и музеев, но и Западе у нее работы висят в галерее "Тейт" в Лондоне, она очень известна, она много делала нового, она была пионером на самом деле. И поэтому я считаю, что она должна стоить порядка несколько миллионов за хорошую, важную работу, если не больше.



Наталья Голицына: Говорила глава русского отдела аукционного дома "Сотбис" Джоанна Викери.


По завершении Русской недели во всех аукционных домах эксперты анализируют состав покупателей и их вкусы. Впрочем, директор аукционного дома «Макдугаллс», Екатерина Макдугалл полагает, что вкусы российских покупателей на лондонских аукционах в последние годы остаются неизменными.



Екатерина Макдугалл: Вкусы, я думаю, за последние год-два нисколько не поменялись, хотя сегодня очень отрадно, что у нас прекрасно ушли работы соцреализма. Я думаю, это тот сектор, на который надо обратить внимание всем.



Наталья Голицына: Хорошая это идея была - организовать марафон торгов русского искусства? На одной неделе четыре аукционных дома. Хорошо это или плохо?



Екатерина Макдугалл: Это как бы традиция. Мне кажется, что, вот, были Дягилевские сезоны, а сейчас это Русские недели, когда все приезжают, общаются, обмениваются мнениями, пьют шампанское, ходят к знакомым, посещают выставки. Вы можете спросить, почему так много лотов? Ну, вот потому что это рынок.



Наталья Голицына: Говорила директор аукционного дома «Макдугаллс» Екатерина Макдугалл.


XS
SM
MD
LG