Ссылки для упрощенного доступа

Петр Вайль об итогах конкурса "Семь чудес России"


Программу ведет Кирил Кобрин. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Дмитрий Волчек и Петр Вайль.



Кирил Кобрин: В четверг на праздничном концерте на Красной площади были объявлены победители всероссийского конкурса "Семь чудес России". Конкурс проводился по инициативе газеты "Известия", телеканала "Россия" и радиостанции "Маяк". Голосование проходило в три этапа. Голосовали в интернете и посылая SMS -сообщения. В список главных достопримечательностей страны вошли гора Эльбрус, Долина Гейзеров на Камчатке, озеро Байкал, природный памятник "Столбы выветривания" в Коми, Петергоф, Мамаев курган, статуя Родины-матери в Волгограде и Собор Василия Блаженного. Итоги конкурса обсуждает мой коллега Дмитрий Волчек и обозреватель Радио Свобода Петр Вайль.



Дмитрий Волчек: В общем, ощущение, что, несмотря на то, что этот проект стоит, может быть, в ряду каких-то не совсем привлекательных, ура-патриотических проектов, этот проект сам по себе разумный, достойный, симпатичный, согласитесь.



Петр Вайль: По сути своей - да, безусловно. Ну, не говоря уже о том, что, как многие телевизионные и прочие информационные затеи, это калька с международного. Когда-то существовали, в древности, семь чудес света. Из этих семи чудес света осталось только одно, все остальные с лица земли исчезли, остались только египетские пирамиды. А поскольку забавляться-то чем-то надо, а эта забава очень симпатичная и интеллектуальная, и эмоциональная, то решено было создать новый список семи чудес света интернет-голосованием по всему миру. Устроители российского конкурса, не скрывая этого, прямым текстом сказали, что они обижены тем, что в этот список не вошло ни одно российское чудо, и решили устроить свое. Это совершенно нормально. Я думаю, что каждая страна... может быть, и другие устраивали, это вполне допустимо. Так что вы правы - затея хорошая. Другое дело, различие российских чудес света со всемирными. Вот тут различие действительно принципиальное. Давайте посмотрим. Чичен-Ица - это город индейцев майя, построенный в 8-12 веках на полуострове Юкатан. Дальше, Римский Колизей - тоже, я думаю, выбор бесспорный, это грандиозное сооружение, а главное, что по нему одному можно судить обо всей римской цивилизации. Затем мавзолей-мечеть Тадж-Махал в Индии, грандиозный памятник мусульманства. Затем город инков в Перу Мачу-Пикчу. Затем древний город Петра в Иордании, вырубленный в скалах, это зрелище завораживающее, в таком красноватом песчанике, ну, не говоря про богатейшую историю этого места. И, наконец, чудо действительно новое, новое в том смысле, что оно построено в 1931 году, это статуя Христа-Спасителя над Рио-де-Жанейро.



Дмитрий Волчек: Действительно, Петр, в этом списке нет природных памятников, а в списке "Семи чудес России" они преобладают. Четыре природных памятника нерукотворных, за которые проголосовали участники конкурса. Я думаю, вы об этом хотите сказать.



Петр Вайль: Именно, Дмитрий. Понятно, что за всем этим стоит история, и не только история, все эти чудеса света, как, кстати, и древние чудеса света, это все произведения рук человеческих, то есть они служат прославлению ума, таланта, мастерства и труда человека. А скажите мне на милость, какой такой талант вложен в Долину Гейзеров или какой труд в "Столбы выветривания", или какое мастерство в Эльбрус, или какой ум в озеро Байкал? В озеро Байкал все что угодно вложено, только не ум. Настоящее чудо, что оно вообще уцелело после того, как в 1960-е годы там стали строить целлюлозно-бумажные комбинаты и загадили Байкал до неузнаваемости, еле-еле его отмывают до сих пор. Так что никакой роли человека, что называется, окрестного населения в создании этих чудес нет. Ровно наоборот. И поэтому гордиться озером Байкал, мне кажется, совершенно нелепо. И действительно, в первой семерке чудес четыре природных, нет никакой заслуги народа и страны. Храм Василия Блаженного - да, безусловно, такого храма нет нигде. Мамаев курган - невеликое архитектурное достижение, но это такая нетленная память о народной победе, это все нормально. Петергоф - я бы тут высказал некоторые сомнения, потому что все-таки строили его такие люди, как Жан-Батист Лебон, Бартоломео Растрелли, Николо Микетти, ну, трудно сказать, что это русский народ. То есть строил, может быть, и народ, но архитекторы-то были все иноземные. Значит, три объекта, в которые действительно вложен ум, талант, мастерство и какое-то старание. В таком случае скажите мне на милость, почему, например, не река Волга или почему, например, не какое-то природное явление? Давайте какой-нибудь закат назначим чудом России и будем им гордиться.



Дмитрий Волчек: Ну, Петр, вы понимаете, никто ничего не назначил, это результаты голосования. И в списке было множество действительно рукотворных объектов - крепости, памятники, дворцы и так далее.



Петр Вайль: Прошу прощения, такой список был предложен, потому что в 14 финалистах тоже шесть природных. Четырех из них вошли, а три остались. Там Кунгурская ледяная пещера, тоже все-таки не людьми прорытая. Такое было предложено. И мне кажется, что это все не случайно, это не просто так, какое-то недоразумение, это вполне характерная вещь. Всегда противопоставляется российская иррациональность западному рационализму. Если в чудесах света все понятно, это человеческий труд и ум, то здесь нечто такое неуловимое. Ну, например, вы говорите, там, озеро Байкал, а я скажу - озеро Тахо, оно ничуть не хуже Байкала, но доказать, что озеро Тахо хуже озера Байкал или лучше озера Байкал, совершенно невозможно. Или как можно сказать, что гора Эльбрус лучше, чем гора Монблан? Ну, выше, но Джомолунгма еще выше. Тогда что мы будем делать - сравнивать горы, сравнивать озера, сравнивать пещеры? Но это же нелепость. Зато это небитый козырь, зато это аргумент, который нельзя ничем перекрыть, потому что аргумент заключен уже в декларации: наши женщины - самые красивые. Ну, а мне лично кажется, что в северной Италии самые красивые женщины. Вы же меня не убедите, что это не так, но и я не смогу убедить.



Дмитрий Волчек: Но, Петр, согласитесь, есть один практический плюс во всей этой затее, она стимулирует туризм. Я, скажем, не видел "Столбы выветривания", и, честное слово, мне очень хочется на них посмотреть. Я посмотрел на картинку, мне хочется съездить в Коми. Вот замечательный эффект этого предприятия.



Петр Вайль: Да, Дмитрий, конечно, я и начал с этого, что это очень хорошая затея сама по себе. Просто наполнять ее хотелось бы какими-то разумными вещами или их заранее оговаривать, или, например, предложить два вида чудес - одни рукотворные, одни нерукотворные. Кстати, и гораздо интереснее было бы.



Дмитрий Волчек: Хорошо, Петр, тогда ваш список. Не прошу семь, три главных чуда России.



Петр Вайль: Ну, Василий Блаженный безусловно. И, конечно, я бы в эту семерку включил бы Нижегородский кремль, грандиозное зрелище. Вообще, мне кажется, как городской вид, Нижний Новгород, может быть, первый в России. Кирилло-Белозерский монастырь - безусловно, это грандиозное сооружение. Или, скажем, Тобольский кремль - тоже очень красиво. Главное, что России есть, что предъявить в этом смысле, доказывая талант и мастерство русского народа. Поэтому мне совершенно не понятно, каким образом репрезентируют Эльбрус и Байкал.


XS
SM
MD
LG