Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Больше чем джаз. Умер пианист Эсбьерн Свенссон


Пианист Эсбьерн Свенссон расширил границы джаза и вернул ему массовую популярность

Пианист Эсбьерн Свенссон расширил границы джаза и вернул ему массовую популярность

Погиб известный шведский джазовый пианист, создатель знаменитого трио «ЭСТ» Эсбьерн Свенссон. Ему было 44 года. Смерть наступила во время погружения с аквалангом – Эсбьерн увлекался дайвингом. Эсбьерн Свенсон Трио (ЭСТ) прославилось не только тонкими аранжировками и исполнением; этот ансамбль сделал многое для того, чтобы вернуть джазу популярность во всем мире, вывести его за пределы небольших залов и узкого круга искушенной публики.

О покойном музыканте рассказывает лондонский джазовый критик Ефим Барбан:«У Эсбьерна Свенсона были довольно сложные отношения с джазовой аудиторией. Джазовые пуристы не считают его музыку джазом. По правде сказать, джазовые элементы действительно в ней минимальны. Его трио наибольшим успехом пользуется у любителей рока и поп-музыки. Эстетически его музыка – типичный фьюжн – смесь поп-музыки, хип-хопа, электронных звучаний, фанка и даже классики. Все это сопровождается световыми и дымовыми эффектами, характерными для поп-концертов. Правда, трио Свенссона использует временами джазовые стандарты для импровизаций, избегая при этом джазовых ритмических формул. Свенссон даже записал альбом на темы Телониуса Монка под названием «EST plays Monk». Впрочем, сам Свенсон как-то обмолвился, что считает свое трио поп-группой, играющей джаз. Думаю, что это точное определение жанровой природы музыки трио Эсбьерна Свенссона. Репертуар ансамбля состоит в основном из композиций его лидера, отличающихся завораживающей медитативностью. Однако тот факт, что музыка трио вышла за пределы джазовой эстетики необычайно расширила его аудиторию и в конечном итоге привела к значительному коммерческому успеху. Альбомы группы появляются в многочисленных чарт-парадах, где обычно не бывает джазовых ансамблей. И как следствие - огромные, по сравнению с классическим джазом, тиражи их альбомов и многочисленные награды, вроде премий Грэмми, которые выдаются за популярность музыки. Музыкальные критики считают крупнейшим достижением трио Свенссона тот факт, что оно познакомило с джазом молодежную аудиторию Европы. Впрочем, не только Европы. EST выступало в России, Америке, Японии, Корее, Австралии, Бразилии и везде с неизменным успехом. Бесспорно, чтобы ни утверждали джазовые критики, Эсбьерн Свенссон был натурой творческой, новаторской, не терпевшей музыкальной рутины и устоявшихся канонов. Это огромная потеря для скандинавской и мировой музыки».
XS
SM
MD
LG