Ссылки для упрощенного доступа

Украину вновь обещали поддержать - итоги саммита Вышеградской группы в Праге


Ирина Лагунина: В понедельник в Праге состоялась встреча в верхах Вышеградской четверки. В ней приняли участие премьер-министры Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Особенностью этого саммита стало и участие в нем президента Франции Николя Саркози. Что привело главу французского государства на встречу лидеров центрально-европейского региона? рассказывает Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: Николя Саркози впервые прибыл в Прагу в качестве президента. В 2004 году он здесь побывал, будучи министром финансов. Попробовал было убедить чешских политиков повысить налоги до уровня Франции, но неудачно – налоги были в результате снижены. На этот раз Саркози предварил свой приезд жестом доброй воли: в ходе своего недавнего визита в Польшу он объявил, что Франция намерена открыть свой рынок труда для граждан Чехии не в мае 2009 года, как первоначально планировала, а уже с 1 июля текущего года. Но, разумеется, на саммит Вышеградской четверки французский президент приехал не только и не столько по этой причине. А по какой же, спросил я директора Отдела Центральной Европы Министерства иностранных дел Чехии Иржи Чистецкого. Вот его ответ:



Иржи Чистецкий: Присутствие главы французского государства на Пражском саммите государств-членов Вышеградской группы не является чем-то из ряда вон выходящим. Стало доброй традицией приглашать на подобные встречи главы правительств или президентов государств, которым по ротации предстоит стать председателем Европейского Совета, то есть временно возглавить Европейский Союз. Это относится как к неформальным нашим встречам, которые проходят в осенние месяцы, так и к июньским официальным саммитам. Президент Саркози высказал пожелание присутствовать на этой встрече, и мы приветствовали его намерение. Мы усматриваем в этом как заинтересованность Франции в деятельности Вышеградской группы, так и интерес центрально-европейских стран к Франции. Обмен мнениями нас может только взаимно обогатить. Тем для обсуждения великое множество: они связаны как с собственной деятельностью Вышеградской четверки, где Чехия по ротации передает бразды правления Польше, так и с проблематикой Европейского Союза, где в должность председателя в начале следующего месяца вступает Франция. Опыт каждой из сторон взаимодополняем: страны Вышеградской четверки, как и Франция, принимают живейшее участие в осуществлении политики добрососедства в Европе, у нас весьма схожие представления о том, как должны соблюдаться права человека, мы разделяем одни и те же демократические ценности и добиваемся их распространения в мире. Иными словами, нам есть о чем поговорить. Следует напомнить, что через полгода после вступления в должность председателя Евросоюза, Франция передаст эстафету именно Чешской Республике. Совместно наши страны разработали программу действий на период 18 месяцев, который приходится и на шведское председательство. Можно сказать, что мы имеем дело с первым случаем такой непосредственной координации работы между тремя председательствующими странами. Не в последнюю очередь визит президента Саркози в Прагу связан с повышенным интересом, который в последнее время проявляет Франция к региону Центральной Европы. В прошлом в нашем регионе французская внешняя политика не отличалась особой активностью – в сравнении с Германией или некоторыми другими странами Европы.



Ефим Фиштейн: Франция приложила немало усилий для того, чтобы направить активность Европейского Союза в сторону Средиземноморья. С этой целью она выступила инициатором создания блока государств этого региона, включающего как членов, так и не членов Европейского Союза. Франция, с одной стороны, стала проводником интересов этих стран, а с другой, их естественным лидером. Нет ли в визите Николя Саркози в Праге и стремления сбалансировать внешнюю политику Франции, сориентировав ее также и в восточном направлении? Ведь ни для кого не секрет, что именно Вышеградская группа выступает за дальнейшее восточное расширение Евросоюза путем включения в него Украины, Молдавии, в отдаленном будущем и Белоруссии. Иржи Чистецкий этого не отрицает:



Иржи Чистецкий: Нужно отметить, что важным пунктом повестки дня нашего саммита является восточное изменение политики добрососедства, проводимой ЕС. У стран Вышеградской четверки есть соответствующее ноу-хау, есть связи и многолетний опыт общения с восточными соседями. Мы активно поддерживаем местные неправительственные организации, развиваем личные контакты между гражданами наших государств и несомненно мы предоставим свое ноу-хау в распоряжение Франции – так, чтобы оно могло быть использовано в интересах расширения сотрудничества между ЕС и его восточными соседями. В прошлом количество совместных проектов государств Вышеградской группы и Франции было явно недостаточным, и вполне вероятно, что на восточном направлении нам удастся этот дефицит восполнить. Это может касаться как специальных проектов, реализуемых в двустороннем порядке Францией и нашими странами, так и полноценной стратегической дискуссии, имеющей значение для всего Евросоюза. Представляется естественным, что Франция придает особую важность южному направлению своей внешней политики – это объясняется ее географическим положением и геополитическими соображениями. По тем же причинам и мы акцентируем восточное направление в своей политике. Важно подчеркнуть, что одно направление не исключает другого. Доказательством этого является и нынешний интерес Франции к деятельности Вышеградской четверки. Сотрудничество нашего объединения с Францией может оказаться весьма плодотворным.



Ефим Фиштейн: Длительное время считалось, что мотором европейской интеграции является сотрудничество Франции с Германией. Многие в их тесных связях усматривали даже возникновение силовой оси внутри ЕС. Не означает ли интерес Саркози к Центральной Европе, что Франция ищет новых союзников? Иржи Чистецкий так не считает:



Иржи Чистецкий: Узы между Францией и Германией возникли в определенном историческом контексте, обросли соответствующими институтами, сотрудничество это давно отработано и долгое время служило движущей силой европейской интеграции. Вышеград не является конкурентной группой по отношению к франко-германскому сотрудничеству. Вышеградская четверка в свое время появилась на свет по инициативе президентов центрально-европейских государств, но очень скоро стало ясно, что ее существование отвечает интересам граждан и неправительственных организаций этих стран. В рамках группы осуществляются какие-то общие проекты, но надо признать, что по количеству общих институтов она не идет ни в какое сравнение с франко-германским блоком. Между двумя блоками стран нет никакого соперничества, не говоря уже о враждебности. По основным направлениям обе группы действуют слаженно – это касается продвижения демократии в мире, защиты прав и свобод граждан, расширения Европейского Союза путем принятия в него новых членов из восточноевропейского или балканского региона. Возможны, какие-то незначительные разночтения в вопросе об энергетической безопасности. Но мне не думается, что мелкие разногласия по второстепенным вопросам могут омрачить наше сотрудничество. Нужно подчеркнуть, что встреча на таком уровне проводилась впервые в новейшей истории.



Ефим Фиштейн: К тому, что сказал Иржи Чистецкий, директор Отдела Центральной Европы чешского Министерства иностранных дел, остается добавить, что саммит Вышеградской четверки в Праге проходил под знаком референдума, в котором на прошлой неделе граждане Ирландии отвергли Лиссабонское соглашение о реформе институтов Европейского Союза. Это внесло нотки неожиданного диссонанса в заключительные заявления французского президента и чешского премьера. Николя Саркози попытался оказать мягкий нажим на чешскую сторону с тем, чтобы побудить ее согласиться с продолжением процесса ратификации договора. Он сказал в Праге буквально следующее: «Значение ирландского референдума нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать. Процесс ратификации должен продолжаться, учитывая, что 18 стран ЕС уже успели одобрить текст договора». Чешский премьер Мирек Тополанек, однако же, указал на то, что в Чехии процесс ратификации фактически приостановлен до решения Конституционного Суда, впрочем, как и в соседней Германии. Все участники саммита сошлись на том, что, независимо от разрешения этой проблемы, Вышеградская четверка, при поддержке Франции, будет добиваться включения в Евросоюз Хорватии и других государств Юго-Восточной Европы, ожидающих своей очереди. Ясно, что ни французское, ни чешское председательство в Европейском Совете не будет простым и безоблачным.


XS
SM
MD
LG