Ссылки для упрощенного доступа

Грузия сомневается в необходимости присутствия российских военных в зоне грузино-абхазского конфликта


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Кирилл Кобрин : Грузия сомневается в необходимости присутствия российских военных в зоне грузино-абхазского конфликта. Об этом неоднократно заявляли руководители Грузии, в том числе и президент Михаил Саакашвили. В российском Министерстве иностранных дел говорят о потенциальной опасности вывода миротворцев из Абхазии. Эксперты убеждены, что на этом этапе альтернативы российским военным в зоне противостояния между Тбилиси и Сухуми нет. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Мумина Шакирова.



Мумин Шакиров : Российские миротворцы вошли в Абхазию 21 июня 1994 года. Несколько дней назад президент Грузии Михаил Саакашвили дал понять, что официальный Тбилиси может потребовать их вывода. Абхазская сторона категорически против ухода российских военных из республики, а эксперты не исключают обострения обстановки в зоне конфликта. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе : В преддверии 14-й годовщины ввода российских миротворцев в зону грузино-абхазского конфликта, президент Саакашвили заявил в интервью телекомпании "Рустави-2", что «уже месяц назад Грузия, не разглашая этот факт, обратилась в секретариат СНГ с требованием, провести консультации о дальнейшем пребывании миротворцев в Абхазии». По словам Михаила Саакашвили, «поскольку Грузия не получила ответа, мы в любой момент можем потребовать вывода миротворцев».


Дело в том, что именно главы государств СНГ в 1994 году и приняли решение о направлении в Абхазию коллективных сил по поддержанию мира, представленных исключительно российским контингентом. Тогда глава грузинского государства Эдуард Шеварднадзе давал понять, что надеется на помощь миротворцев в возвращении беженцев и в восстановлении юрисдикции Грузии на территории непризнанной республики, победившей в войне за независимость в 1993 году. Эти надежды не оправдались. И руководство Грузии, в том числе парламент страны, неоднократно ставили вопрос о выводе российских миротворцев, однако впервые о возможности такого решения заявил глава государства.


Формально Грузия имеет право требовать вывода миротворцев. Согласно российско-грузинским договоренностям 2003 года, достигнутым в рамках СНГ в ходе санкт-петербургского саммита, российские миротворцы остаются в Абхазии до 2013 года, либо до того момента, как одна из сторон в конфликте потребует их вывода.


Однако президент Абхазии Сергей Багапш предупредил, что, если российские миротворцы по требованию Тбилиси и уйдут с территории собственно Грузии, то есть Зугдидского района, абхазская сторона сделает всё для того, чтобы миротворцы никуда не ушли с правого, то есть абхазского берега реки Ингури. Известный в Грузии эксперт Шалва Пичхадзе не исключает, что события будут развиваться именно в таком ключе.



Шалва Пичхадзе : Я считаю, что российские миротворцы оттуда не уйдут, в худшем варианте нельзя исключать того, что они оттуда для видимости уйдут, это повлечёт за собой цепочку насилия в той зоне, в которой они стояли, и потом у них будет больше морального права вернуться туда уже не под эгидой миротворцев, а под эгидой защиты, допустим, граждан Абхазии и так далее. На данный момент это может обострить ситуацию, если грузинская сторона чётко не проработала этот вопрос с нашими друзьями на Западе.



Георгий Кобаладзе : Другие наблюдатели предполагают, что президент Грузии пока лишь зондирует почву и проверяет возможную реакцию, как в Москве и Сухуми, так и на Западе.



Мумин Шакиров : Военный обозреватель «Независимой газеты» Павел Фельгенгауэр подтвердил, что Грузия формально имеет право потребовать вывода российских миротворцев из зоны конфликта, но Москва не пойдет ни на какие уступки в этом вопросе.



Павел Фельгенгауэр : Грузия, как суверенная страна, требовать может. Другое дело, что Россия не раз повторяла, что выводить не будет. Не важно, что там грузины говорят, мол, вот если абхазы… надо, чтобы и абхазы, и грузины этого потребовали одновременно. Но поскольку в данном случае там ни в какой суд обратиться не представляется разумным или возможным, наверное, так все и будет продолжаться. Пока не будет согласия сторон или еще чего-нибудь похуже не случится. Там грузины предполагают провести либо международную конференцию для решения абхазского вопроса, и в рамках этой конференции, возможно, создать новые какие-то миротворческие силы, где они предлагают и России тоже, конечно, участвовать, но быть не единственным участником выставления миротворческого контингента. Поскольку понятно, конечно, что сегодня Россия не является нейтральной стороной в грузино-абхазском противостоянии, а является вполне стороной действующей на одной стороне, на стороне абхазов или на собственной стороне. Во всяком случае, о нейтралитете говорить не приходится.



Мумин Шакиров : На ваш взгляд, Москва пойдет ли на какие-то компромиссы с грузинской стороной, или она будет придерживаться строго договора 1994 года?



Павел Фельгенгауэр : Там документ мало дает оснований России вести себя так, как она себя ведет. Там было чисто о миротворчестве, а те заявления, которые делали в мае, в апреле, скажем, российские военные, что они там будут для того, чтобы пресекать грузинские акты агрессии, то, что туда были введены не только миротворцы, но и российские войска на абхазскую территорию с тяжелым вооружением - это в корне противоречит мандату. О выполнении Россией мандата в настоящий момент тоже нет разговора. Россия его не выполняет.



Мумин Шакиров : Есть ли шансы у грузинской стороны добиться ухода российских миротворцев из Абхазии и замены их на международные миротворческие силы, о чем неоднократно заявляли в Тбилиси? На это вопрос попытался ответить заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин.



Виктор Литовкин: Миротворческие операции делятся на два вида - на операции по принуждению к миру и на операции по поддержанию мира. По принуждению к миру миротворцы вводятся по решению Совета безопасности Организации Объединенных Наций. И они появляются в стране вне зависимости от согласия той или другой конфликтующей стороны. Операция по поддержанию мира - обязательно вводятся миротворцы тоже по решению Совета безопасности ООН, но по согласию той и другой конфликтующей стороны. Нельзя ввести миротворцев, если одна из сторон не согласна с этим, и нельзя вывести миротворцев, если одна из сторон не согласна с этим. То есть без согласия абхазской стороны ввести никаких других миротворцев, кроме российских, нельзя. Кстати, если вы помните, то по решению СНГ на территории Абхазии в первое время должны были находиться украинские и армянские миротворцы, кроме российских. Но ни та, ни другая сторона, кроме России, не предоставила своих миротворцев, потому что за миротворцев надо платить. Ни Киев, ни Ереван, может быть, не имели средств на это или просто не хотели этим делом заниматься.



Мумин Шакиров : Напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта не спадает. Во вторник вечером грузинские полицейские задержали в Зугдидском районе автомашину с российскими миротворцами, которые перевозили оружие и боеприпасы. Сегодня ночью военные были освобождены и прибыли в пункт постоянной дислокации. Однако автомобиль и боеприпасы грузинская сторона возвращать отказалась.



XS
SM
MD
LG