Ссылки для упрощенного доступа

У личного видеооператора Бориса Ельцина изъяли кассеты с записями первого президента России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Андрей Шароградский: В Москве у личного видеооператора Бориса Ельцина столичные милиционеры и представители спецслужб изъяли около шестисот кассет с записями первого президента России. Как заявил Радио Свобода сам Александр Кузнецов, видеоматериалы, конфискованные силовиками, являются его собственностью, и он намерен использовать их для работы над фильмом о состоянии демократии в современной России.



Мумин Шакиров: Задержание кинооператора Бориса Ельцина напоминало спецоперацию. Около двух часов дня на Космодемьянской набережной, в районе дома N 2, микроавтобус "Опель", в котором ехали Александр Кузнецов и его сын Евгений остановили инспектора ГИБДД. О том, что произошло дальше, рассказывает сам Александр Кузнецов.



Александр Кузнецов: Сначала останавливают, потом подъезжают службы, потом оцепляют место происшествия, причем так основательно. Потом подваливают еще службы. Потом приезжает ФСО, разные спецслужбы... Короче, такой был хоровод на этой набережной, что, честно говоря, ощущение такое было в какой-то момент, что берут какого-то преступника или шпиона, или, может быть, вора какого-нибудь.



Мумин Шакиров: В итоге, силовые структуры досмотрели машину и изъяли около шестисот кассет, отснятых Александр Кузнецовым в период с 1988 по 2000 год. По словам телеоператора, он собирался использовать этот материал в своем новом документальном фильме о состоянии демократии в современной России. На вопрос, кто являлся правообладателем этого архива, Александр Кузнецов заявил следующее.



Александр Кузнецов: Я правообладатель. Это архив, снятый на моих кассетах моей техникой, и я являюсь его автором, потому что это мой архив, я сам его снимал.



Мумин Шакиров: Но в то же время вы были на официальных мероприятиях, где вы аккредитовывались, правильно я понимаю?



Александр Кузнецов: Сейчас, я слышал, по "Эху Москвы" говорил Шевченко, он назвал меня вообще офицеров. Я офицером никогда не был, я был гражданским служащим. Должности личного оператора президента в Кремле вообще не было. Личный оператор, официальная должность у него была - государственный советник первого, второго, третьего класса. Вот я был государственным советником официально, а личный киноператор - это уже вольности, так сказать, трактовавшиеся для удобства работы: ты показываешь удостоверение - и тебя видят как личного кинооператора.



Мумин Шакиров: Изъятый милицией видеоархив Александра Кузнецова не может принадлежать этому оператору, - заявил публично бывший руководитель протокола первого президента России Владимир Шевченко. С архивами Бориса Ельцина в настоящий момент работают сотрудники Фонда первого президента России. Для исполнительного директора этой организации Александра Дроздова история с изъятием кассет хроники Ельцина стало полной неожиданностью.



Александр Дроздов: Я скажу вам откровенно, я, прочитав это, первым делом вспомнил, кто это, а уже потом стали возникать какие-то, надо сказать, не самые сильные эмоции. Ну, всякое бывает. Я бы рассматривал эту ситуацию в контексте вопроса о правах. Если права на эти видеокассеты принадлежат ему, это один разговор, если нет, то тогда, естественно, возникают другие вопросы.



Мумин Шакиров: Телеоператор Александр Кузнецов намерен вернуть свой видеоархив и в настоящий момент консультируется с юристами.


XS
SM
MD
LG