Ссылки для упрощенного доступа

Развивается конфликт вокруг судьбы архива видеооператора Александра Кузнецова


Борис Ельцин
Борис Ельцин

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Андрей Шарый: Развивается конфликт вокруг судьбы архива видеооператора Александра Кузнецова, который 12 лет проработал в ближайшем окружении Бориса Ельцина и все это время снимал его на видеокамеру. Вчера у него изъяли около 600 кассет с записями первого президента России. Кузнецов считает, что спецслужбы пытаются помешать ему снять фильм о состоянии демократии в современной России. Пока непонятно, что именно сотрудников спецслужб напугало в этих кассетах, какие именно секретные записи там могут быть.

Мумин Шакиров: Задержание кинооператора Бориса Ельцина напоминало спецоперацию. Около двух часов дня на Космодемьянской набережной, в районе дома №2, микроавтобус "Опель", в котором ехали Александр Кузнецов и его сын Евгений остановили инспектора ГИБДД. Рассказывает сам Александр Кузнецов.

Александр Кузнецов: Сначала останавливают, потом подъезжают службы, потом оцепляют место происшествия, причем так основательно. Потом подваливают еще службы. Потом приезжает ФСО, разные спецслужбы... Короче, такой был хоровод на этой набережной, что, честно говоря, ощущение такое было в какой-то момент, что берут какого-то преступника.

Мумин Шакиров: В итоге силовые структуры досмотрели машину и изъяли около шестисот кассет, отснятых Александр Кузнецовым в период с 1988 по 2000 год. На вопрос, кто являлся правообладателем этого архива, Александр Кузнецов заявил следующее.

Александр Кузнецов: Я правообладатель. Это архив, снятый на моих кассетах моей техникой, и я являюсь его автором.

Мумин Шакиров: Но в то же время вы были на официальных мероприятиях, где вы аккредитовывались, правильно я понимаю?

Александр Кузнецов: Сейчас, я слышал, по "Эху Москвы" говорил Шевченко, он назвал меня вообще офицером. Я офицером никогда не был. Должности личного оператора президента в Кремле вообще не было. Личный оператор, официальная должность у него была - государственный советник первого, второго, третьего класса. Вот я был государственным советником официально, а личный кинооператор - это уже вольности, трактовавшиеся для удобства работы: ты показываешь удостоверение - и тебя видят как личного кинооператора.

Мумин Шакиров: Скажите, вы видите какой-то политический подтекст к этому делу? Вы снимали какой-то фильм о демократии в современной России. Какая тут может быть связь?

Александр Кузнецов: Не знаю. Может быть, просто опаска какая-то или еще что-то. Не думаю, что тут какая-то политическая связь. Я вообще уже давно далек от политики, осталась только творческая работа, где я выполняю функции режиссера и оператора.

Мумин Шакиров: В вашей хронике есть видеоматериалы о бывшем президенте Владимире Путине?

Александр Кузнецов: Я сейчас уже не помню, есть там материалы или нет. Может быть, и есть что-то про встречи Бориса Николаевича с Владимиром Владимировичем. Может быть, что-то и есть. Объем кассет был большой очень, и честно говоря, все это было там потом скомкано. Я не вижу здесь ничего такого страшного.

Мумин Шакиров: Изъятый милицией видеоархив Александра Кузнецова не может принадлежать этому оператору, - заявил публично бывший руководитель протокола первого президента России Владимир Шевченко.

Интересы Александра Кузнецова в прокуратуре представляет адвокат Виктор Запрудский.

Виктор Запрудский: Нам в настоящее время не предъявили основания задержания и изъятия личных вещей и видео записей. Они обязаны были разъяснить причины остановки транспортного средств и причину изъятия вещей личных. Действия незаконны, в чем - разберутся органы прокуратуры и вышестоящие инстанции.

Мумин Шакиров: Почему вся эта история напоминала спецоперацию, на ваш взгляд?

Виктор Запрудский: Возможно, громкое слово «архив президента Ельцина». Но никто не учел, что Ельцина в живых нет. Где-то в прессе прозвучало, что это его личный архив, а в действительности это видеозаписи, принадлежащие, как мы считаем, Кузнецову.

Мумин Шакиров: То есть вы считаете, что это личный архив и не имеет никакого отношения к Кремлю, к государству?

Виктор Запрудский: Мы как раз это должны выяснить, мы и органы внутренних дел.

Мумин Шакиров: С архивами Бориса Ельцина в настоящий момент работают сотрудники Фонда первого президента России. Для исполнительного директора этой организации Александра Дроздова история с изъятием кассет хроники Ельцина стало полной неожиданностью и не вызвало положительных эмоций.

Александр Дроздов: Я скажу вам откровенно, я, прочитав это, первым делом вспомнил, кто это, а уже потом стали возникать какие-то, надо сказать, не самые сильные эмоции. Ну, всякое бывает. Я бы рассматривал эту ситуацию в контексте вопроса о правах. Если права на эти видеокассеты принадлежат ему, это один разговор, если нет, то тогда, естественно, возникают другие вопросы.

Мумин Шакиров: Телеоператор Александр Кузнецов намерен вернуть свой видеоархив , чтобы продолжить работу над документальным фильмом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG